Лучшие кейсы и типичные ошибки авторов веба разобрали в Доме кино
В Центральном доме кинематографистов в рамках Х Московского международного кинофестиваля «Будем жить» прошел open talk «От бумеров до зумеров» с участием российских продюсеров, отборщиков фестивалей и авторов веба.
Спикеры обсудили перспективы развития данного типа контента в России и мире, а также разобрали не только успешные, но и неудачные кейсы.
Модератором дискуссии выступила главный редактор портала Moviestart, автор книги «Сними свой первый фильм», режиссёр Юлия Свинцова.
Директор фестиваля «Будем жить», руководитель Молодёжного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин отметил, что с развитием цифровых технологий в мире кино происходят значительные изменения, грандиозные по своему масштабу.
Евгений Герасимов, президент фестиваля «Будем жить», председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы, народный артист РФ, подчеркнул, что благодаря технологиям и цифровизации современные начинающие авторы имеют гораздо больше шансов попасть в мир кино.
«Сегодня молодые авторы во многом опережают маститых мэтров, известных кинематографистов. Конечно, культовые режиссёры традиционно снимают хорошее кино, но многие из них живут в своём мире. А сегодня, когда появился интернет, надо уметь в нём работать, и у нашей молодёжи это отлично получается», – отметил Евгений Владимирович и выразил готовность оказывать поддержку молодым талантам, насколько это в его силах.
О содействии начинающим авторам рассказал и Дмитрий Якунин. Продюсер подчеркнул, что именно с решением этой задачи связана его основная деятельность.
«Мне не только отрадно видеть, как в отрасль приходят молодые и талантливые авторы, но и работать с ними, консолидировать их на нашей площадке. Именно для них в рамках Всероссийского молодёжного кинофорума мы проводим питчинги и конкурсы, а в этот раз решили оказать и информационную поддержку – заняться просветительской деятельностью. Благодаря Институту развития интернета мы запустили проект “Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров”, в рамках которого рассказываем, что такое веб-сериалы, показываем наиболее значимые, на наш взгляд, работы, выявляем проблемы, определяем тренды, а также проводим интервью с игроками индустрии – не только с ключевыми, но и начинающими авторами», – уточнил спикер.
Юлия Свинцова добавила, что несмотря на информационную поддержку, которую оказывает «Мувистарт» молодым кинематографистам, команда находится лишь в начале пути – в данный момент идёт процесс становления веба, а авторы всё чаще заявляют о себе.
«На самом деле это капля в море освещения, ребята снимают очень много достойных проектов, о которых мы обязательно будем рассказывать», – анонсировала модератор дискуссии.
Коллегу дополнил Жан Просянов, главный редактор портала «Кино-Театр.ру», директор по развитию веб-кинотеатра CHILL. По его словам, количество проектов растёт в арифметической прогрессии. Об этом свидетельствует увеличение числа заявок на фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest, который с 2018 года проводит продюсер Антон Калинкин.
«В 2021 году мы обработали более 2 тысяч заявок – веб развивается, фестиваль выходит на международный уровень. В этом году в рамках Realist Web Fest проходил питчинг, и на мой взгляд, на нём победили достойные. Мне нравится, что в России система социального лифта веб-сериалов начинает складываться», – подчеркнул Жан Просянов.
Среди участников встречи в Доме кино были и молодые кинематографисты, которые снимают веб. Ребята представили свои проекты и рассказали об успехах в их продвижении.
Пожалуй, наиболее успешным из представленных кейсов оказался веб-сериал «Закон и беспорядок». Победив на фестивале Realist Web Fest, проект с успехом прошёл на IVI. По словам одного из его создателей Владимира Болгова, путь сериала начался именно с Нижнего Новгорода.
«Когда ты просто отправляешь сценарий, твои шансы невелики – с таким колоссальным объёмом информации редакторам порой бывает просто невозможно вычитать все присылаемые истории. Гораздо больше шансов на успех появляется, когда ты снимаешь видео и показываешь его. В этом отношении такие фестивали, как Realist Web Fest, – отличное место, где можно заявить о себе и сразу получить фидбек», – рассказал шоураннер и призвал начинающих авторов не бояться делать первые шаги.
«Аудитория есть у любого проекта. Если аудитория маленькая, это не страшно, надо просто планировать бюджет. И не забывать, что во главе угла всегда должна стоять идея», – резюмировал Владимир Болгов и сообщил, что в данный момент работает над новым веб-сериалом.
Участники встречи также разбирали ошибки на живых примерах.
Режиссёр Алексей Петрашевич представил свой проект «Леночка Касаткина». Это лёгкая приключенческая комедия в стилистике советского времени, которую будет «приятно посмотреть под Новый год». Из-за реконструкции пусть недалёкой, но исторической эпохи производство «пилота» обошлось недёшево для веба – в несколько миллионов рублей. Съёмки проходили на средства частного инвестора, и теперь для завершения проекта необходимы дополнительные затраты.
Олег Богатов, креативный продюсер, управляющий партнёр сценарной школы и студии «Лига Кино», подчеркнул, что в этом заключается типичная ошибка начинающих авторов – необходимо чёткое планирование расходов и понимание принципов работы потенциальных заказчиков.
«На онлайн-платформах сидят люди с телевизионным прошлым. Они хорошо понимают формат, хронометраж. На телевидении хронометраж подстраивается не под рекламу, а под восприятие человека. Необходимо учитывать этот фактор: зритель садится у экрана, чтобы минимум на полчаса погрузиться в историю», – отметил Олег Богатов и порекомендовал детально прорабатывать свой проект, прежде чем тратить найденные средства.
По мнению Жана Просянова, неумение планировать бюджет и учитывать потребности заказчика и зрителя является комплексной проблемой в кругу кинематографистов, особенно начинающих, и решать её нужно системно.
«Нет стыка компетенций. Автор снимает хороший проект, приносит его, а платформа хочет не того, в результате нет сделки, и никто не доволен. Нужна некая лаборатория, где творцы будут учиться разговаривать на языке продюсеров. Когда начинается работа с суровыми деньгами, то сразу мыслишь по-другому и иначе подходишь к созданию своей истории. Сначала считаем, потом снимаем – главный принцип», – пояснил эксперт.
Живое обсуждение на open talk вызвала история проекта Кристины Борейко и Янины Мелеховой «Снимите Машу». Главная героиня – молодая актриса, которая хочет сниматься в кино, но её нигде не берут.
Девушки посетовали на трудности, с которыми столкнулись в процессе реализации проекта. В настоящий момент дело «встало» на полпути – снято четыре серии, а на оставшиеся четыре не хватает средств.
«Мы готовы либо доснять до конца, либо переснять сериал заново. Все зависло, нам нужно финансирование. Нас часто спрашивают, почему так дорого? Это же веб. Но с точки зрения производства, нет никакой разницы: актёры стоят денег, аренда камеры стоит денег, это тот же рабочий день», – пояснили участницы встречи.
Жан Просянов и Олег Богатов посоветовали не останавливаться в поисках инвестора и доработать стратегию продвижения проекта.
«Определите целевую аудиторию, выложите на платформу, потратьте немного денег на рекламу. Если хай-концепт не доработан, доработайте маркетинг. Не бойтесь YouTube – первые серии “Хрустального” и “Трудных подростков” были выложены на YouTube. Если ваша история наберёт полмиллиона просмотров, с вами уже по-другому будут разговаривать», – пояснил Жан Просянов.
Олег Богатов выразил уверенность, что сама история про трудности начинающей актрисы попадёт в социальный нерв массивной целевой аудитории – это острая проблема российского актёрского сообщества.
«Попадите в аудиторию девочек-актрис, и заветные просмотры и интерес продюсеров вам гарантированы», – резюмировал Олег Богатов.
Участники open talk обсудили и мировые тренды в направлении веб-сериалов. Продюсер Юлия Егерева, рассказав об успехах своего проекта «УничтоЖанна» за рубежом, перечислила тренды, актуальные для веба в других странах. По её словам, в настоящее время в мире веб активно производится в рамках продакт-плейсмента. С другой стороны, российские ролики имеют оптимальное соотношение цена-качество, и в этом их конкурентное преимущество.
«Веб не должен стоить дорого. Россияне дают высокое качество при более низких ценах, в сравнении со странами Западной Европы и США. В этом наше конкурентное преимущество», – пояснила продюсер.
Текст – Аля Колдунова