Веб в регионах: кейсы, проблемы и перспективы
Веб-сериалы – одно из наиболее перспективных направлений в кино и рекламе. Представители рынка единогласно отмечают, что благодаря небольшому хронометражу, периодичности и относительной простоте сюжета веб станет ключом в индустрию для студентов киношкол и начинающих авторов: считается также, что его легче снять при ограниченном бюджете.
Несмотря на то что веб-сериалы в России появились еще в конце 1990-х гг., «на поток» производство данного контента встаёт только сейчас. И интерес кинематографистов к подобной форме высказывания растёт. Об этом свидетельствует учреждение в 2018 году фестиваля веб-сериалов Realist Web Fest и увеличение числа заявок на участие в мероприятии.
В последние годы в России появились проекты, ставшие популярными по всей стране: «Миллионер из Балашихи», «Сидядома», «Зона комфорта», «Бар “На грудь”», «Непосредственно Каха», «В постели» и мн. др. Свои работы представляют в YouTube и соцсетях блогеры и начинающие авторы. Большинство из них живёт в Москве.
В данной статье мы представляем краткий обзор веб-сериалов региональных кинематографистов, а также попробуем ответить на вопрос – что сделать для того, чтобы в регионах это направление получило своё развитие.
Для анализа мы использовали данные про «лучшие из лучших», а именно победителей разных лет на фестивале Realist Web Fest. Оказалось, что их не так уж и много, и если говорить о не московских проектах, то это преимущественно Санкт-Петербург.
Актёр Дмитрий Могучев в последние годы пробует себя в качестве режиссёра. Окончив Академию Н.С. Михалкова по соответствующей специальности, молодой человек снимает короткометражные фильмы и веб, и небезуспешно: его веб-сериал «#Киберпсихолог» был отмечен на Realist Web Fest, а также прокатился по нескольким международным фестивалям. Это история про интернет-мошенника, который с помощью фейковых аккаунтов наживается на доверии пользователей. В интернете также указана информация о том, что Дмитрий Могучев снял комедийный веб-сериал «Вкратце».
Еще один петербургский проект, получивший награду в Нижнем Новгороде, – детективная комедия «Вспышка» (реж. Марина Рябова). Главная героиня – вдова бизнесмена, которая неожиданно оказывается владелицей полузаброшенного лофта. Организовав в нём фотостудию, женщина сталкивается с проблемами – при странных и нелепых обстоятельствах начинают умирать её клиенты.
Команда проекта «Вспышка» состояла из чуть более десяти человек – сам сериал создавался фактически на одном энтузиазме.
«Полгода ушло на написание сценария, на подготовку, на поиск актёров. Потом мы начали снимать, сняли мы за два дня, и потом следующие три месяца искали ребят, которые будут помогать нам на постпродакшне. Мы их нашли, и всё случилось», – рассказала журналистам Марина Рябова.
Режиссёры Алексей Фурманов и Станислав Шапкин отличились с работой «П.С. или Невероятные открытия глубинных загадок расы человеческой». Это вертикальный комедийный веб-сериал в жанре мокьюментари, полностью снятый на смартфон. Сами режиссёры являются и единственными действующими лицами: они исполняют роли американских журналистов, которые прибывают в Россию в целях разгадать тайну исчезновения советского учёного. С момента своего прибытия заграничные гости с головой погружаются в реалии российской среды и переживают курьёзные перипетии.
Ещё один проект из Санкт-Петербурга, получивший награду Realist Web Fest (в этом году), – мистический детектив «Хаунд». Это работа Фёдора Селькина про древний город, который когда-то был расположен на месте современного Петербурга. Главный герой слышит его голос и отлично ориентируется в параллельном пространстве, что помогает ему находить пропавших людей.
В 2019 году на Realist Web Fest был отмечен режиссёр из Карелии Иван Кульнев – основатель студии Karelfilm в Петрозаводске. Он представил свою работу «Пиксельный разум» – про опасную зависимость от цифровых технологий, переходящую в рабство. Практически сразу после участия в фестивале Иван переехал в Москву и уже снял свой полнометражный фильм «Честный развод» с Александром Робаком и Агатой Муцениеце в главных ролях. Сложно сказать, стоит ли ожидать от него новых веб-сериалов в ближайшее время, но при том, что режиссёр не скрывает своих амбиций в отрасли, вполне вероятно, что в будущем зрители увидят его работы на одной из онлайн-платформ.
«Сейчас золотой век сериалов, особенно за рубежом. И у нас стало появляться много классных сериалов. Сериалы – это больше экранного времени, больше возможностей рассказать интересную историю. Сейчас сериалы снимаются с хорошими актёрами, на хорошую технику, и мне было бы интересно поработать в этом направлении, если будет такая возможность», – отметил Иван Кульнев в одном из интервью.
Свои попытки оставить цифровой след в истории делают молодые авторы практически во всех регионах нашей страны. Команда Свердловской киностудии снимает веб-сериал «Реальность.net» (реж. Алексей Филимонов, Ольга Филимонова). Это психологический триллер, герои которого находятся в реальности, смешанной с вымышленными миром, где каждый может встретить двойника.
Режиссёр Дмитрий Громов (самарская студия Eterex studio) снял постапокалиптический сериал «Смотри в оба». Ядерная зима снималась в живописных уголках Самарской области. Одними из наиболее выразительных мест стали Сокские штольни с пещерами, где по сюжету размещается логово лесника-каннибала.
Проект примечателен тем, что его создатели сократили количество серий до трёх, но увеличили хронометраж – до 40 минут. Также сериал изначально задумывался как дорогостоящий проект, на который так и не удалось собрать средства. Поэтому работа над ним растянулась на несколько лет: ещё в 2016 году были отсняты все эпизоды, а премьера первой серии состоялась в 2018 году.
«Найдём ли мы спонсоров? Пятьдесят на пятьдесят – или найдём, или не найдём. Но история нам самим нравится, так что мы очень хотим сделать продолжение. С учётом всей услышанной критики и пожеланий», – пояснил сценарист Игорь Талалаев.
Некоторые региональные проекты обрели популярность не только в России, но и за рубежом. Одним из таковых является забайкальский веб-сериал «Дети 90-х» (реж. Михаил Носко,Максим Юсупов), снятый ещё в 2012 году. То, что проект «выстрелил», стало неожиданностью для самих его создателей.
По словам Михаила Носко, эта история выросла из музыкального клипа. Кто-то из команды выложил её в Сеть, и буквально на следующий день о них узнала вся Чита. Далее начались съёмки ещё шести серий, и получился сериал, вокруг которого в конечном счёте собралась аудитория из 250 тыс. подписчиков. При этом «Дети 90-х» смотрели не только в России, но и других странах – Украине, Казахстане, США и т.д. Самое большое количество просмотров одной из серий составило 2,9 млн.
Впоследствии на основе сериала ребята из Читы сняли одноимённый полнометражный фильм, который вышел в прокат в 40 городах страны, а в соцсетях набрал более 15 млн просмотров.
«Благодаря вебу повысилась наша медийность, нас узнают в других городах, даже в Москве, а также в Казахстане. Нам в своё время очень помог Александр Яковлевич Михайлов – наш земляк. Благодаря ему мы познакомились с известными актёрами – Сергеем Безруковым, Сергеем Маковецким, Дмитрием Дюжевым, Андреем Мерзликиным», – рассказал «Мувистарту» Михаил Носко.
Режиссёр добавил, что в планах в следующем году снять вторую часть фильма «Дети 90-х», а вот с вебом пока решено взять тайм-аут – до того момента, когда появятся новые идеи и финансирование.
«Планируем ли мы и дальше снимать веб-сериалы, пока трудно сказать. Будут идеи – будем снимать. И финансирование нужно конечно: чтобы снять свои пилотные серии, мы покупали камеру в кредит», – уточнил кинематографист.
Пожалуй, одним из наиболее успешных региональных веб-сериалов является «И это всё Роберт», снятый командой из Башкортостана и вышедший в 2019 году на онлайн-платформе Start.
Эту историю уже все сравнили с культовым сериалом «Во все тяжкие»: тот же бедный учитель (только физики), вынужденный отправиться на унизительные подработки и погрязший в бытовых проблемах. Триггером для него так же становится болезнь – только не его самого, в отличие от Уолтера Уайт, а дочери. Девочке нужна дорогостоящая операция, и Роберт связывается с миром криминала, покончив с бедной, но спокойной жизнью.
По словам создателей проекта, эта история основана на реальных событиях – в похожей жизненной ситуации оказался житель республики. При этом сериал изначально задумывался как федеральный, а не региональный проект.
«Это была моя принципиальная позиция – снимать не национальное, а федеральное кино. Поэтому в сериале “И это все Роберт” нет национального колорита. <…> Зритель в любом месте России должен понимать, что такая история может случиться и в его городе», – объяснилпродюсер Марат Ахметшин.
Таких проектов пока не много – не хватает финансирования и навыков продвижения: разные проекты в настоящее время просто «гуляют» по просторам интернет-пространства.
«Как бы ни прекрасно было снимать в Петрозаводске, в замечательной Карелии, но, если ты хочешь поймать большую рыбу, надо ехать в столицу, в республике она просто не водится. У нас всё в Москве. У регионального кино есть свои прелести – это творческая свобода, уникальные пейзажи. В Карелии здорово снимать, я с удовольствием по возможности буду возвращаться и какие-то проекты делать там», – отметил Иван Кульнев.
Разницу между «большим» и региональным кино подчеркнул и соавтор Михаила НоскоМаксим Юсупов: «Что такое региональное кино для меня? Это когда желание что-нибудь снять здесь есть, а бабок на это нет. Вот это и есть региональное кино».
Однако он добавил, что кино о регионе порой проще снимать непосредственно в регионе.
«Региональным кинематографом можно заниматься только в регионе. Где у тебя большое количество друзей, знакомых, ты вырос здесь и знаешь абсолютно всё. И тебе гораздо проще заходить в какие-то кабинеты, когда ты у себя дома», – отметил в одном из своих интервьюМаксим Юсупов.
Значение веба для отрасли и начинающих авторов понимают и опытные игроки рынка. Однако по мнению некоторых продюсеров, инициатива по развитию кино в регионах должна идти на местах.
«Для того чтобы местные творцы и создатели нацелились на популяризацию собственного региона, важно создавать местные конкурсы. Специалисты не должны пытаться попадать в формат, они должны снимать то, что видят – свой район. В регионах можно выращивать внутренний продукт, который полюбится местным. Например, сериал под условным названием “Челябинская область” невозможно сделать из Москвы, поскольку нужно знать и понимать особенности и “фишки” региона. С этим лучше всех могут справиться только специалисты из Челябинской области. Они, создавая продукт, будут понимать и чувствовать историю фильма/сериала. В таких специалистах есть заинтересованность. И мы готовы помогать им развиваться и пробиваться», – отметил генеральный продюсер Yellow, Black and White и сооснователь видеосервиса Start Алексей Троцюк.
Отметим, что он также участвовал в реализации регионального веб-сериала «Местные новости», который снимался в Ростове. Несмотря на то что его создатели столкнулись с проблемой продвижения, они высоко оценили потенциал этого проекта.
«К сожалению, сериал прошел мимо людей, потому что в эфире его показывали не в прайм-тайм раз в неделю. Однако, с точки зрения эксперимента, проект удался», – резюмировал Троцюк.
О поддержке кинематографистов в регионах сверху и перспективности веба российские продюсеры говорят и с представителями власти.
«Людей, которые хотят выражать себя через аудиовизуальный контент, огромное количество. На мой взгляд, важно выстроить систему поддержки молодых кинематографистов с использованием возможностей веб-индустрии», – отметил учредитель Ассоциации производителей web-сериалов Антон Калинкин в беседе с министром культуры Ольгой Любимовой весной 2021 года.
В настоящее время внимание государства приковано к креативным индустриям: формируется Концепция развития кинематографии, принята Концепция развития творческих индустрий до 2030 года. Недавно стало известно, что Минкульт совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) планирует реализовывать проекты в сфере креативных индустрий, направленные в том числе на создание благоприятной среды для развития творчества в малых городах.
Различные отраслевые и подведомственные организации оказывают поддержку молодым кинематографистам по всей стране. В рамках Всероссийского питчинга дебютантов и «Всероссийского молодёжного кинофорума» в ряде городов проводятся питчинги дебютантов, гранты распределяет Президентский фонд культурных инициатив, Институт развития интернета (ИРИ), киностудии, продюсерские центры и онлайн-платформы.
Проблема кинообразования в регионах также обсуждается представителями органов власти и киноиндустрии – ведётся дискуссия о том, что кинообразование должно перестать быть «столицецентричным», нужны стандарты в образовании и заполнение кадрового дефицита на местах. При этом у нас есть талантливые люди, локации и богатая история народов России. Остаётся перенести это на индустриальные рельсы, но сначала построить и/или отремонтировать их. А веб – это тот формат, который легко и быстро катится по ним.
Текст – Аля Колдунова