«Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров»: итоги зрительского опроса
На портале и в социальных сетях Moviestart завершается реализация проекта «Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров», поддержанного АНО «ИРИ». В рамках проекта мы рассказывали нашей аудитории о российской веб-индустрии, знакомили с самыми удачными и яркими кейсами русских веб-сериалов, говорили с экспертами о ключевых аспектах создания качественного веб-продукта.
Все материалы доступны в специальном разделе Moviestart и в наших социальных сетях.
Также в рамках проекта мы проводим опрос для зрителей веб-сериалов, который поможет увидеть картину обширной аудитории этого молодого, но стремительно развивающегося направления индустрии развлечений.
Публикуем предварительные итоги опроса. До конца года еще собираем ответы здесь.
Большинство опрошенных относятся к возрастной категории 18-35 лет, две трети опрошенных – из Москвы и Санкт-Петербурга, треть проживает в регионах. Среди регионов особую активность при участии в опросе проявили представители Карачаево-Черкесии и Челябинской области. Таким образом, мы получили «срез» мнений молодежной аудитории российских веб-сериалов. Развернутая картина аудитории веба в России представлена в нашем тематическом материале.
Больше половины опрошенных смотрят не более 1 веб-сериала в месяц. В целом, подавляющее большинство смотрят не более 3 веб-сериалов в месяц. Это говорит о достаточно высокой конкуренции среди создателей контента: зритель еще не готов смотреть много, поэтому очень важно учесть всевозможные нюансы, которые повлияют на его выбор.
Интересно, что 25 % опрошенных смотрят веб-сериалы на экране телевизора, 25 % – на ноутбуке. Поэтому качество изображения и звука должно быть достаточно высоким.
Две трети опрошенных смотрят веб-сериалы на платных платформах и на YouTube. В целом, площадок для просмотра веба довольно много. В нашем обзоре можно познакомиться с основными и выбрать свой путь к российским веб-сериалам.
Половина опрошенных готовы платить за просмотр веб-сериалов не более 200 рублей в месяц. 25% не готовы платить совсем. Возможно, это связано с историей развития веба в России: платные сервисы у нас появились сравнительно недавно и рынок только формируется.
Большинство опрошенных выбирают веб-сериал для просмотра на основании рекомендаций друзей, а также имен режиссеров или актеров, задействованных в проекте. Также популярным был вариант поиска тематических списков в Интернете – 30% опрошенных. Рекомендациям платформ опрошенная аудитория пока не совсем доверяет – 15 % опрошенных смотрят такие подборки. Однако эксперты считают, что в ближайшее время все может поменяться и именно платформы, в первую очередь, станут основным рекомендательным сервисом. Об этом в интервью Moviestart говорили такие эксперты, как руководитель Ассоциации веб-производителей, продюсер Антон Калинкин и сценарист Олег Сироткин.
Среди самых популярных жанров веб-сериала большинство опрошенных выбрали комедию и драму. В целом, такой результат коррелирует с данными о самых популярных веб-сериалахсреди российской аудитории.
Среди сериалов, которые понравились опрошенным в последнее время лидирует «Игра в кальмара», южнокорейский проект, который занял первую строчку по популярности в мире на стриминговой платформе Netflix. Сериал впервые был показан на Netflix 17 сентября, а спустя неделю вышел на первое место по просмотрам. В новом сериале рассказывается о секретной игре на выживание, в которой люди, чья жизнь зашла в тупик, рискуют своей жизнью, чтобы получить огромный денежный приз.
Опрошенные упомянули среди понравившихся и российские веб-сериалы: «Миллионер из Балашихи», который в юмористической форме рассказывает о проблемах малого бизнеса в России и «Кибердеревня» – серия короткометражных роликов о киберпанковском будущем России.
Опрошенные также назвали свои любимые российские веб-сериалы. Среди упоминаемых проектов – как сериалы крупных онлайн-платформ, так и веб, созданный независимыми молодыми командами: «Чики», «Домашний арест», «Закон и беспорядок», «Бар «На грудь», «Топи», «Псих», «Медиатор», «Внутри Лапенко», «Миллионер из Балашихи», «Район тьмы», «Нежность».
Более трети опрошенных считают, что одна серия веб-сериала должна длиться, в среднем, 15-20 минут, второй по популярности ответ: 20-40 минут. Интересно, что за вариант «5-10 минут» проголосовали меньше 10% опрошенных.
Самым известным экспериментальным форматом веб-сериалов среди зрителей оказался скринлайф, на втором месте – формат сторис, замыкают тройку – интерактивные веб-сериалы.
99% опрошенных считают, что веб-сериалы должны освещать текущие проблемы нашего общества. За последние несколько лет в России вышел ряд успешных проектов, которые не только рассказывают о социальных проблемах, но и помогают в их решении. Так, интерактивный сериал «Найден_жив» показывает работу поисково-спасательных отрядов и мотивирует на участие в спасении жизни других людей. Интерактивный проект #несвалкаобращает внимание на проблемы нерационального потребления и утилизации отходов. Сериал «Чики» поднял острую и актуальную проблему домашнего насилия, а проект «Ничего страшного» посвящен борьбе с кибербуллингом.
Среди социальных проблем, которые необходимо освещать в веб-сериалах, в первую очередь, среди опрошенных лидируют проблемы молодых и подростков. Аудитория хочет смотреть проекты прежде всего о себе и своих проблемах. Ярким примером успешного веб-сериала на данную тему является проект «Трудные подростки», который стал одним из самых популярных российских веб-сериалов за последнее время.
Второй по популярности социальной темой, на которую опрошенные хотели бы увидеть как можно больше веб-сериалов, стала экология.
Также опрошенным было предложено поразмышлять: если бы у них была возможность снять веб-сериал, о чем бы он был. Самые популярные ответы связаны с темами: локальные и мировые проблемы экологии, борьба за права женщин, противодействие жестокому обращению с животными, проблемы подростков и школьников, взаимодействие двух поколений: родившихся до цифровизации и после, современные супергерои, любовь.
В целом, по итогам опроса можно сделать следующие ключевые выводы: зритель готов платить за просмотры, пусть пока небольшие суммы, но стабильно, аудитория знакома с российскими веб-сериалами и понимает, что они могут стать важным инструментом в освещении и решении социальных проблем. Аудитория знает новые форматы веба, а в своем выборе проекта для просмотра руководствуется советами друзей и личными симпатиями к создателям. Пока большинство зрителей готовы смотреть лишь один веб-сериал в месяц, но растущий интерес к этому направлению контента позволяет прогнозировать увеличение данного показателя в ближайшее время.