Обладатель «Золотого Орла»-2022 Андрей Светлов: Фильм «Друг» я снимал не для фестивалей, а потому что мне хотелось снять это кино
На днях состоялось вручение премии «Золотой Орёл». Награду за лучший короткометражный фильм получила дебютная картина Андрея Светлова «Друг». Фильм ранее завоевал награды множества российских и международных кинофестивалей, получил специальный приз Всероссийской акции «День короткометражного кино». Редакция Moviestart пообщалась с Андреем о съёмках, работе с непрофессиональными актёрами и о том, нужно ли режиссёру учиться.
– Андрей, как Вам пришла идея снять это кино?
– Наверное, каждый задаётся вопросом, с чего начать писать сценарий. Я как-то ехал по Минску на общественном транспорте, увидел школу, покрытый сеткой стадион, а сзади возвышающиеся частные дома. Сам по себе этот район частного сектора очень разный. Где-то обыкновенные деревянные дома, где-то более обеспеченные. На этом контрасте, с этой картинки появилась идея, в которой есть два школьника.
Вообще, я не профессиональный сценарист, просто понимаю, как экранно это будет работать. Поэтому я попросил знакомого Олега Давыдчика помочь. Он не без опыта, но был далёк от понимания сценарной формы. Олег даже не знал, как оформляется сценарий, и самостоятельно это изучил во время работы над нашим проектом. В то же время он чувствовал, как работает драматургия, и поправлял меня. Я двигал историю за счёт эмоций, а он – за счёт структуры, и мы сошлись. Мне кажется, сценарий начал обретать форму моих личных воспоминаний, переживаний. В любом случае, ты не сможешь написать сценарий, не добавив туда чего-то своего.
– Сколько времени прошло от задумки до реализации?
– Задумка пришла весной 2019 года. До конца сентября писали и прорабатывали сценарий. С 1 сентября мы начали ходить по школам и искать ребят, в конце октября начали снимать. Фильм был готов летом 2020 года.
Процесс создания занял около года, по причине того, что картину снимал за свой счёт и не всегда хватало финансов заплатить всем, приходилось ждать. Бюджет фильма составил около миллиона рублей.
– Как у Вас родилась такая стилистка фильма, в эстетике английских картин?
– Мне нравится английский и французский кинематограф. Например, я очень люблю французский фильм «Ненависть». Куртка Рыжего в моём фильме идентична куртке одного из героев (боксёр Юбер) этого фильма, кожаная, с белым мехом. Я нашёл её в секонд-хэнде и сразу подумал: «То, что нужно!». Когда приехал оператор Дмитрий Чернявский и спросил, в каком стиле я хотел бы поработать, я показывал ему клипы и ролики, которые сняты в Англии. Мы снимали осенью, я немного переживал, что картинка будет холодной. Но оператор всё прочувствовал, преподнёс всё, чтобы зритель не воспринимал это как драму. И после увиденного результата мы поняли, что летом это смотрелось бы не так красиво. И Англии бы точно не получилось.
В целом, фильм достаточно дворовой, я вырос в такой атмосфере в Иркутске, и, несмотря на то что я уехал оттуда в 10 лет, там были прикольные времена моего детства. Разбить окно, поджечь мусорку, растрясти бутылку с карбидом – как завтрак, обед и ужин. Когда я приехал в Минск, всё стало спокойнее. У меня внутри настолько всё скопилось, что, возможно, это и заставило выразить всё в кино.
– «Друг» – Ваш дебютный фильм, до этого Вы снимали клипы и рекламу. Какие дальнейшие творческие планы?
– Сначала я снимал клипы, потом мне стали предлагать подключиться к рекламе. Сейчас мой основной доход идёт из рекламной сферы.
Фильм «Друг» я снимал не для фестивалей, а потому что мне хотелось снять это кино. Люди увидели, оценили. И то, что все так сложилось – очень круто. Наверное, дальнейшим моим шагом будет полный метр. Мне хочется ещё больше времени, прочувствовать, углубиться в тему, хочется побольше хронометража для того, чтобы рассказать историю. Идея уже есть, я над ней работаю. Ее нужно редактировать, обрамлять, добавлять детали. В любом случае, это длительный процесс. Идею можно найти достаточно быстро, наполнение длится дольше. Можно увидеть человека, придумать, кем он может быть, но нужно понять, с чем он борется в этой жизни и что беспокоит тебя лично.
– Какие были эмоции от включения в шорт-лист премии «Золотой Орёл» и последующей победы?
– Это действительно круто! Я не был готов к таким поворотам. Даже не знаю, как к этому относиться. Я просто иду вперёд. Моя работа – моя отдушина. Мне понравилось искать героя, ещё больше эмоций испытал, когда нашёл, и всё сложилось, когда все герои были собраны. Мне нравится, что ни один из людей, снявшихся в моём фильме, не является профессиональным актёром. Никто из них никогда не принимал участия в кино. Все эти пацаны учились в школе и не были готовы, что их жизнь так повернётся. Но они сделали эту работу, и все им поверили. Я в первый раз работал с диалогами, с тем, во что зритель должен поверить, для меня это большой успех.
Я бы хотел поблагодарить академиков, которые среди большого количества работ остановились на работе «Друг». И хочу поблагодарить всех, кто смотрел моё кино, поблагодарить зрителя и тех, кто за него голосовал.
– Ваши актёры видели фильм, какая у них реакция?
– В Минске я нашёл кинотеатр «Киев» и организовал показ для всей команды, всех людей, которые помогали. Маленькие актёры уже подросли за этот год. Рыжий уже ходит в очках. Они в целом не знали до конца, как на это реагировать, поскольку не были готовы к тому, что снимутся в кино. Если бы я сам себя увидел на экране, я бы смотрел на это с полузакрытыми глазами. То, что они справились с этим, очень круто.
– После окончания Академии искусств, Вы ещё учитесь?
– Знаю, что есть разные люди. Например, я читаю художественную литературу. И меня очень сильно загоняет мысль о том, что люди читают много профессиональной литературы, как писать сценарий, диалоги. Я понимаю, что этого всего не читал. Начинал, но мне это тяжело даётся. Всё детство я провёл во дворе, засыпал над книжками. Но в любом случае, я задаюсь вопросами, как это сделано, как это снято. Наверное, по большей части ответы я нахожу в кино.
Очень полезно смотреть кино без звука. Ты смотришь и понимаешь, как кадры друг с другом взаимодействуют, как рассказана история без звука. Так ты замечаешь гораздо больше. Может, я сторонник тех режиссёров, которые нигде не учились и делают хорошее кино. Не хочу вводить в заблуждение людей, которые читают сейчас мои слова и думают о том, что не надо читать. Для кого-то это необходимо. А для кого-то хватит посмотреть кино или прожить некий отрезок своей жизни. Когда у кого-то лежит душа к кино, мне кажется, это в любом случае вырывается. И пускай иногда оно вырывается с ошибками, но ты чувствуешь, анализируешь, понимаешь, как делать не нужно. Но возможно тот, кто читает книжки, гораздо быстрее доходит до истины, как работает кино. Я пошёл другим путем.
Беседовала Юлия Свинцова