«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь»: сегодня день рождения Олега Янковского
Праздников много не бывает: 23 февраля «Мувистарт» отмечает не только День защитника Отечества, но и 78-летие со дня рождения советского и российского актёра театра и кино Олега Янковского.
Олег Иванович с детства мечтал стать футболистом, но, по наставлению брата, сделал выбор в пользу театра. Янковский учился в Саратовском театральном училище, но поступил он туда, даже ни разу в нём не побывав. Оказывается, его брат Николай, который тоже мечтал об актёрской карьере, успешно сдал все вступительные экзамены в это учебное заведение. Но позднее своё место отдал Олегу.
Дебют в кино тоже можно назвать счастливой случайностью. На гастролях с Саратовским театром Янковский познакомился с режиссёром Владимиром Басовым, который в тот момент искал актёра на роль немца в фильм «Щит и меч». Вскоре Олег был приглашен на пробы, а после – утверждён на роль. После выхода фильма его актёрская карьера пошла в гору, он начал много сниматься, а спустя несколько лет переехал в Москву и поступил в театр Ленкома.
Олег Иванович был удивительно харизматичным и чувственным актёром. Сегодня, 23 февраля, ему могло бы исполниться 78 лет.
В честь дня рождения приводим яркие цитаты из его жизни:
- Какую бы сложную роль ты ни играл, из театра ты должен выходить не Петром I, а собой.
- Есть две лучшие в мире актёрские школы – российская и английская. Игра происходит как бы изнутри – это психофизические действия, тогда как другие школы основываются на представлении. Хотя лучшие актёры таких школ – например, Бурвиль и Тото – просто замечательны. Но у русских больше идёт через нервы и чувства…
- Именно литература определяет и уровень режиссуры, и какие-то идеи, ну, и нашу актёрскую игру. Хотя мы в этой цепочке значимостей третичны: сначала литература, потом режиссура, и потом только актёры.
- Полгода играл в театре, не зная французского. Такое только российский актёр может отчебучить. В международной труппе, собранной известным режиссёром Клодом Режи, мы играли английскую пьесу. Это поучительно, но всё-таки нельзя выступать на чужом языке с просто заученной ролью, не ощущая менталитета страны.
- В «Ностальгии» мой герой– а это и моё было ощущение – мучается в Италии не потому, что давно берёзок не видел, а из-за потери ощущения своей личности. Роберту де Ниро так же, как в Америке, хорошо и в Италии, и везде. Он – Роберт де Ниро. Олегу Янковскому комфортно в России и не совсем комфортно во Франции и Америке. Потому что я там никто.
- Когда-то Арсений Тарковский, знаменитый поэт, ходил обедать со своим сыном, совсем ещё молодым Андреем, в Центральный дом литераторов. И все спрашивали: что это за молодой человек с Арсением? Прошло время, и Андрей Тарковский стал водить своего отца в Дом кино. И снова все спрашивали: а кто же это с Андреем? Я к чему это говорю – пусть дышат в затылок, пусть. И я бы очень хотел, чтобы однажды мой сын повел меня в ресторан, а люди стали спрашивать: кто это с Филиппом Янковским?
- Не эпоха определяет спектакль. Играется человеческая боль, а она в любые времена остается болью. Поэтому во фраке я играю Протасова или в джинсах «Полёты во сне и наяву» – темы приблизительно одинаковые.
- Я не жадный до ролей, мне бы одну роль в три года, но хорошую, через которую можно что-то сказать.
- С уважением отношусь к русским блокбастерам. Хотя я и воспитан на более тихих картинах.
- Бывают моменты, когда думаю, что все роли, сыгранные за столько много лет, будут забыты, что всё, чего я достиг, кем стал, – всё это ничто, формальность, мелочь… Это страшно.
Текст подготовил Борис Иосько, по материалам открытых источников