MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Киноотрасль: Современный док должен быть умным и зрелищным одновременно

Киноотрасль: Современный док должен быть умным и зрелищным одновременно

фото: пресс-служба общества «Знание»

В Москве 13 апреля прошла презентация конкурса сценариев для документальных фильмов «Умное кино» общества «Знание». Партнёрами конкурса выступили VK, Киностудия им. М. Горького, онлайн-платформа «Кинопоиск» и др.

Организаторы мероприятия рассказали об этапах его проведения. «Это конкурс молодых документалистов, который пройдёт по всей России – на 50 площадках, а это, по сути, 500 городов. В рамках мероприятия пройдут лекции, мастер-классы, панельные дискуссии, кинопоказы и т.д.», – уточнил Дмитрий Рыбальченко, первый заместитель генерального директора российского общества «Знание».

Он добавил, что приём заявок осуществляется с 13 апреля по 14 мая, а также анонсировал проведение с мая по июнь культурно-просветительской программы, которая завершится очным питчингом проектов.

В рамках презентации конкурса «Умное кино» прошла дискуссия на тему развития документального кино в России.

Светлана Максимченко, директор Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ, заявила, что ведомство из года в год только усиливает поддержку документалистов. Она уточнила, что в 2021 году было поддержано более 200 документальных фильмов, как короткометражных, так и полнометражных.

Работа по данной линии ведётся и в текущем году. «В данный момент идёт приём заявок на конкурс, объявленный с 22 февраля по 5 мая, и на сегодняшний день мы получили порядка 400 работ», – рассказала Светлана Борисовна.

Она добавила, что с учётом вступления в силу поправок в закон №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 года, согласно которым дебютные работы смогут рассчитывать на финансирование в полном объёме, в деятельности документалистов так же ожидаются позитивные изменения.

«Уже осенью мы объявим набор по новым правилам, это будет субсидия следующего года. Как раз те проекты, находящиеся в разработке сейчас, будут на полном финансировании государства», – подчеркнула представитель ведомства.

Также Светлана Максимченко заявила о значимости отраслевых фестивалей и реализации образовательных программ на их базе – кинолабораторий, ворк-шопов и т.д.

Юлиана Слащева, генеральный директор киностудии им. М. Горького, председатель правления Ассоциации анимационного кино, киностудии «Союзмультфильм», отметила важность поддержки именно молодых документалистов. По её мнению, авторы, снимая док, который традиционно смотрится сложнее, меняют своё отношение к нему.

«Со временем изменится стилистика, тематика документального кино – постепенно уйдёт некая академичность, и док начнёт дрейфовать в сторону “научпопа”, что будет интересно для массового зрителя», – пояснила медиаменеджер.

Она добавила, что в нынешних условиях открываются новые возможности для российских авторов документального кино. У зрителей осталась привычка ходить в кинотеатры, и теперь особенно важно снимать качественное кино, чтобы удержать их.

Отметим, что тот же тезис выразила Лариса Солоницына, председатель Совета Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), в эфире «Радио России».

Дмитрий Якунин, заместитель исполнительного директора ФПРК, добавил, что для создания качественного дока нужна не только оригинальная идея и хороший сценарий, но и системный подход в реализации и продвижении проекта, а также умение соответствовать запросам широкой аудитории.

«Умное кино, глубина – это то, чем всегда отличались советские и российские работы в классической школе дока. Но сегодня не менее важно уделять внимание динамичному монтажу, зрелищности, креативной подаче, маркетингу. Необходимо, сохранив глубину и интеллект, уметь пользоваться важными для зрителя приемами, чтобы привлечь широкую аудиторию», – пояснил эксперт.

Спикер на примере работы Всероссийского питчинга дебютантов рассказал, как за последнее время возросла степень поддержки государства начинающим кинематографистам, включая документалистов.

«Мы занимаемся проведением питчингов дебютантов по всей стране порядка восьми лет. Отмечу, что первые питчинги проходили в Доме кино с наградой в 50 тыс. рублей. Сейчас победители получают по 500 тыс. руб., 1 млн руб., и это очень здорово», – уточнил участник дискуссии.

Алексей Тельнов, директор киностудии «Лендок», анонсировал проведение питчинга для авторов фильмов из стран СНГ, Грузии и Молдовы в этом году. Также он выразил надежду, что Дмитрий Якунин выступит партнёром мероприятия.

Режиссёр, генеральный директор Творческо-производственного объединения «РОК» Алексей Учитель посоветовал дебютантам вначале определить внутреннее желание снять кино.

«Режиссёр должен сомневаться до поры до времени. Должно быть внутреннее желание снять. Только с этим ощущением надо жить и работать – без этого не стоит и начинать», – пояснил кинематографист.

Напомним, что в России в начале 2022 года был учрежден Фонд поддержки регионального кинематографа, который проводит конкурс для документалистов «Россия – взгляд в будущее». Приём заявок завершился 11 апреля, организаторы получили более 300 работ из более чем 50 регионов страны. В данный момент ведётся их рассмотрение, шорт-лист будет объявлен после 25 апреля.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять