Стивен Мао: Если нет хорошего сценария, то и фильма быть не должно
Документальный фильма «СОЛО» Ольги Панкратовой увидят зарубежные зрители! Первую поддержку режиссёр получила на Московском питчинге дебютантов в 2018 году, затем в Минкульте РФ. В начале этого года картина с успехом вышла в России и теперь отправляется на Запад. Мы поговорили с продюсером картины Стивеном Мао, лауреатом премии «Оскар» за лучший короткометражный фильм (Skin). Он рассказал о дальнейшем пути «СОЛО», своей деятельности в России, выразил своё отношение к женскому кино, а также перечислил качества, которыми необходимо обладать кинематографисту, чтобы обратить на себя внимание продюсеров.
— Стивен, мы рады узнать о том, что «СОЛО» едет в страны Северной Америки. Это закономерный результат определённых действий или неожиданный успех, учитывая текущую напряжённую ситуацию в мире?
— Это результат устойчивых деловых отношений между Studio Mao и MVD Entertainment. Действительно, в настоящее время деловые отношения России с другими странами осложнились, и мы должны уделять пристальное внимание новым законам и правилам. Но обе компании убеждены в том, что артисты не должны подвергаться дискриминации по национальному признаку. И для нас большая честь иметь в своём репертуаре такой фильм, как «СОЛО».
Мы всегда рассматривали художественную среду как культурный мост между странами. Сегодня это важно как никогда, и мы рады, что фильм Ольги Панкратовой оказался в числе первых документальных российских фильмов, представленных на международном уровне.
— Какие Ваши планы по дальнейшему продвижению «СОЛО»?
— На данный момент есть два дистрибьютора: Russia World Vision для России/СНГ и MVD Entertainment для Северной Америки. Для охвата аудитории они будут реализовывать маркетинговую кампанию традиционными способами, а также при помощи низового маркетинга. Благодаря прогрессивным танцевальным жанрам «au courant» привлекать аудиторию можно с помощью медиа-платформ. Фильм уже доступен на ключевых стриминговых платформах России, и ожидается, что он появится на таких платформах, как Apple TV, Amazon, Hulu и других VOD-провайдерах в Северной Америке.
— Оцените, пожалуйста, потенциал современных российских документалистов и молодых кинематографистов. Расскажите о работе с ними.
— Мы поддерживаем всех российских кинематографистов, но особенно женщин-кинематографистов – стараемся дать режиссёрам и сценаристам больше возможностей как перед камерой, так и за ней. У российских кинематографистов в регионах есть несколько удивительных фильмов с высококачественным сюжетом и художественной составляющей. Важно поддерживать таких творцов в их стремлении к успеху.
— Почему Вы интересуетесь именно женщинами-кинематографистами? Что Вы знаете о женском кино в нашей стране?
— Нас интересуют не только российские женщины-режиссёры, но и представительницы других стран. Индустрия оттесняет женские таланты с точки зрения возможностей и уровня оплаты труда. Мы работали с Сарой Коланджело – режиссёром фильма «Воспитательница детского сада» (Sara Colangelo, «The Kindergarten Teacher»), Эми Коппельман («Глоток воздуха» – Amy Koppelman, «A Mouthful of Air») и Ольгой Панкратовой («СОЛО»), чтобы открыть им дверь в индустрию, для них «не предназначенную». В России работает много замечательных женщин-кинематографисток: актриса Светлана Ходченкова или Василиса Кузьмина, у которой только что вышел фильм «Ника», и я бы хотел посмотреть его.
В целом Studio Mao по-прежнему готова представлять российских кинематографистов за рубежом, а также обучать режиссёров и продюсеров продвижению своих проектов за пределами России.
— Как российские региональные или молодые кинематографисты могут начать взаимодействовать со Studio Mao?
— Мы посещаем российские кинофестивали – не только крупные, но и те, что проводятся в регионах или при киношколах. В прошлом году мы участвовали в Сочинском Британском международном кинофестивале (Sochi British International Film Festival), ММКФ, Международном студенческом кинофестивале ВГИКа, а также выступали в Высшей школе кино и телевидения «Останкино». Очевидно, что кинематографисты всегда могут найти нас на отраслевых мероприятиях. Также мы пытаемся активнее работать в регионах и начать программу стажировок.
— Какие наиболее интересные локации для съёмок в России Вы бы назвали?
— Это одна из причин, по которой мы интересуемся фестивалями в регионах, – мы хотим увидеть новые локации. До пандемии Министерство культуры РФ планировало познакомить иностранных кинематографистов с некоторыми отдалёнными регионами страны.
— Где Вы снимали фильмы в России?
— Пока мы не сняли ни одного фильма за пределами Москвы, но надеемся сделать это в будущем.
— Планируете ли Вы посетить Красноярский питчинг кинопроектов 20-22 июня? Это отличная возможность увидеть потрясающую Сибирь и познакомиться с местными кинематографистами.
— К сожалению, из-за плотного графика я не смогу поехать на Красноярский питчинг кинопроектов. Но я участвовал на мероприятиях Всероссийского молодёжного кинофорума – в рамках Московского международного кинофестиваля, а также в акции «День короткометражного кино». Мне нравится, как команда Дмитрия Якунина организует подобные мероприятия. Важно, что они оказывают серьёзную поддержку кинематографистам не только в финансовом плане, но и на уровне доверия. Я работал с некоторыми режиссёрами-лауреатами Питчинга дебютантов, и они очень талантливы. Одна из них, помимо Ольги Панкратовой, – Дарина Умнова, получившая награду на Московском питчинге дебютантов в 2022 году. Девушка работала над «Соло» в качестве редактора и проделала потрясающую работу. Это говорит о значимости проектов Дмитрия Якунина не только для дебютантов, но и киноиндустрии в целом.
— Расскажите немного о Вашей нынешней деятельности.
— За последние несколько лет отрасль сильно изменилась. Переход от традиционных кинотеатральных премьер к бизнес-модели онлайн-платформ повлиял на создание контента. Мы по-прежнему фокусируемся на драмах и начали работать с сериалами. Однако для молодых кинематографистов рынок становится более сложным: всё меньше денег поступает из частных источников, а государственной поддержки, несмотря на её увеличение в последнее время, по-прежнему не достаточно. Кинематографистам нужно быть всё более изобретательными, чтобы привлечь средства на создание своих фильмов.
— В чём разница между продвижением дока и игрового кино?
— Дистрибьюция – это всегда непросто, но одной из самых сложных категорий фильмов является док: большинство зрителей привлекают художественные фильмы, а не документальные. Конечно, это вопрос финансов, но если фильм хорош, он получит распространение, и «СОЛО» – тому отличный пример. Ведь это не просто фильм о танце, это фильм о жизни и эмоциях – человек может смеяться и плакать, смотря эту картину. Если режиссёр сможет установить контакт с аудиторией, он добьётся успеха, независимо от того, какое кино он снимает.
— Какие черты Вы всегда ищете в кинематографистах? Как привлечь Ваше внимание?
— Целеустремленность, уверенность и креативность. Сегодня чтобы добиться успеха, кинематографисты должны обладать самыми разными навыками. Сюжеты фильмов должны затрагивать насущные вопросы аудитории, а не быть назиданием. Зрители идут в кино, чтобы увидеть что-то новое и оригинальное, поэтому режиссёры должны избегать подражания, они должны формировать собственный стиль, а кто-то – даже собственный жанр. София Коппола (Sophia Coppola) – дочь одного из величайших кинематографистов – никогда не сдавалась, она следовала своему пути, своим мечтам. Ну и конечно, для режиссёра очень важно найти хороший сценарий. Это должен быть потрясающий сценарий, и если такового нет, то и фильма не должно быть. Все великие фильмы начинаются с хорошего сценария, и это самое важное, что должен сделать каждый режиссёр, собираясь что-то снять.
Беседовала Аля Колдунова