MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > New Distribution > Что такое нишевое кино и каковы его перспективы в России

Что такое нишевое кино и каковы его перспективы в России

фото предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Ниша в переводе с латинского означает «гнездо». Другое определение этого слова, более современное, – углубление в стене, пригодное для помещения в него чего-либо. Следовательно, нишевое кино – это фильмы и проекты, которые занимают определённое маленькое место, всего лишь полку в стене большого иерархичного сооружения под названием кинематограф. Это картины, которые можно назвать подпольными или даже партизанскими: они не зависят от продюсеров, бюджетов, государственных идеологий, от участия известных актёров или профессиональной съёмочной группы.

Такие проекты также часто называют независимыми, и этот термин пришёл к нам уже из Америки, когда в нулевые началось стремительное развитие цифрового кинематографа. С приходом новых технологий производство фильмов значительно удешевилось: теперь снимать кино может каждый, у кого есть камера, телефон или даже компьютер. Чаще всего такие картины не доходят до кинопроката, их показывают на локальных кинофестивалях, выкладывают на стриминговые платформы, но они определённо заслуживают внимания зрителя.  

История независимого кино начинается с Голливуда. Кинематографисты всегда хотели миновать монополистические компании, которые в XX веке стали контролировать рынок. Warner Bros., Universal и другие медиагиганты владели всеми этапами кинопроцесса: от технологического сопровождения до дистрибуции на большие экраны. Но даже известные актёры и режиссёры начала двадцатого столетия, прославившиеся за счёт «фабрики грёз», мечтали об отделении от продюсерского конвейера.

Такие звезды немого кино как Чарли Чаплин, Дуглас Фэрбенкс, Мэри Пикфорд и режиссёр Дэвид У. Гриффит в 1919 году создали первую независимую студию United Artist. В отличие от своих конкурентов компания не производила кино самостоятельно, а занималась лишь дистрибуцией фильмов. Это дало возможность многим режиссёрам, которые не хотели подчиняться строгому контролю продюсеров, прокатывать свои фильмы. Когда основатели United Artist отошли от управления компанией, на смену им пришли режиссёры Уолт Дисней и Орсон Уэллс, продюсеры Дэвид Селзник, Сэмюэл Голдвин, Александр Корда и Вальтер Вангер. Но из-за разногласий среди учредителей деятельность первой независимой студии вскоре сошла на нет. Несмотря на неудачу, спустя некоторое время всё изменилось: в 1948 году Верховный суд США постановил расформировать все существующие тресты, и многие монополистические гиганты лишились своих привилегий на рынке.

Зачатки американского нишевого кино появляются в лице режиссёров Майи Дерен и Кеннета Энгера. В 1943 году Майя Дерен сняла короткометражную немую ленту «Полуденные сети», которая позднее будет названа «шедевром сюрреализма». В ней за счёт игры со светом и тенью, использования различных оптических ракурсов и необычного темпоритма зритель погружался в особое состояние гипноза или транса вне реального времени и пространства. В свою очередь, Кеннет Энгер так же прославился благодаря экспериментальному кинематографу: его фильм «Торжественное открытие храма наслаждений» считается классикой киноавангарда, а критики сравнивают картину с настоящим духовным ритуалом.

Не многие знают, но именно эти американские «маргинальные» режиссёры вдохновили представителей новой французской волны. Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо, воодушевившись опытом своих заокеанских коллег, подарили миру «Четыреста ударов», «На последнем дыхании», «Жить своей жизнью» и другие шедевры французского кинематографа. А спустя ещё десятилетие уже в Германии 26 режиссёров подпишут манифест о развитии национального кинопроизводства. Райнер Вернер Фасбиндер, Вим Вендерс, Маргарет Фон Тротта и другие авторы станут самыми яркими идеологами нового немецкого кино.

В истории советского кино также есть примеры нишевых и авангардных режиссеров. В первой половине XX века появляются такие авторы, как Сергей Эйзенштейн («Броненосец Потемкин»), Лев Кулешов («По закону»), Александр Довженко («Земля»), Дзига Вертов («Человек с киноаппаратом»), которые хоть и снимали «под заказ», но смогли изобрести собственный киноязык и привлечь внимание международного киносообщества. В 30-е годы в СССР начинается расцвет социалистического реализма, а экспериментальный кинематограф остается позади. Высшее руководство страны начинает активно вмешиваться в творческую жизнь писателей, художников, режиссёров и цензурировать все массовые произведения. Фильмы этого периода буквально воспевают коммунистический уклад жизни, они показывают жизнь советских рабочих и крестьян, их героизм и самоотверженность. Показательными примерами этого жанра можно считать «Путевку в жизнь» Николая Экка, «Свинарку и пастуха» Ивана Пырьева, «Чапаева» Сергея и Георгия Васильевых и другие. При этом форма киноязыка максимально упрощается, чтобы любой советский гражданин мог с легкостью понять смысл сюжета. В кино 1930-50-х годов роль оператора, режиссёра и сценариста отходит на второй план, а на первый выходит актёр – он становится эталоном для подражания среди миллионов советских жителей.

Ситуация меняется с приходом «оттепели», когда советский кинематограф переживает второе рождение. На экран выходит фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», принесший стране первую и последнюю «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. В это же время дебютируют Марлен Хуциев, Михаил Ромм, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия и другие режиссёры. Несмотря на подвластность единым государственным киностудиям (Мосфильму и Ленфильму), они продолжали создавать авторские ленты. В 60-е начинает творить и Андрей Тарковский, фильмы которого и по сей день остаются сложны для неподготовленного зрителя. Его картины «Андрей Рублев», «Иваново детство», «Солярис» были удостоены множества наград, а советский кинематограф благодаря Тарковскому нашёл зрителя в разных странах.

Оттепель закончилась вместе с вводом войск в Чехословакию в 1968 году. Андрей Тарковский уехал в Италию снимать «Ностальгию», и так и не вернулся на родину, а его фильмы позднее сняли с советского проката. Александр Сокуров, снявший «Одинокий голос человека» в качестве дипломной работы во ВГИКе, также не смог выпустить свою картину. А фильм Киры Муратовой «Долгие проводы» вышел в прокат лишь спустя 16 лет, во время перестройки в 1987 году. К слову, в конце 80-х началась первая либеральная волна советских кинематографистов. В это время выходят «Асса» Сергея Соловьева, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Курьер» Карена Шахназарова, режиссерская версия «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева.

В 90-е вместе с распадом СССР наступило затишье российского кинематографа. Из-за дефолта финансирование кинопроизводства резко остановилось. Вместе с абсолютной свободой пришли низкосортные жанровые фильмы, поэтому зрители начали массово смотреть зарубежные блокбастеры и голливудские нетленки. Метод социалистического реализма был сразу забыт, а на смену ему пришли режиссёры, снимающие на свои деньги исключительно авторские фильмы «не для всех». Алексей Балабанов, Кира Муратова, Павел Лунгин были тепло восприняты фестивальной публикой, но не смогли завоевать внимание массового зрителя.

Периодический успех независимого кино начинается в нулевые, с появлением отечественных продюсерских студий и массовых кинолент. В этой точке «партизанское кино» наконец-то отделяется и становится особняком, однако это происходит совсем не так, как во Франции, США или Германии. Как отмечают некоторые российские кинокритики, рыночная киноиндустрия, в которой кинематограф финансировался бы частными инвесторами и доходами от проката, в России нулевых так и не возникла. Зачатки «здорового» кинобизнеса можно обнаружить только в отдаленных регионах, где доходы от дистрибуции действительно позволяют студиям запускать новые проекты. Поэтому, по их мнению, нишевое кино стало, скорее, вынужденной мерой для российских режиссёров, а не ценностной позицией.

Из ярких примеров такого кино вспоминается дебютная работа Андрея Звягинцева «Возвращение» (2003), «Пыль» Сергея Лобана и Марины Потаповой (2005), «Гоп-стоп» Павла Бардина (2010) «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой, «Страна ОЗ» Василия Сигарева (2015).

И, наверное, самый последний пример успешного независимого кино – это фильм «Пугало» Дмитрия Давыдова, который был снят за 11 дней с бюджетом в 1,5 миллиона рублей. Весь процесс производства проходил в Якутии, а в картине были задействованы непрофессиональные актёры и местные жители. И нужно сказать, что нишевый кинематограф в России в большей степени и состоит из таких региональных проектов. Авторы, живущие далеко от столицы, просто не могут себе позволить аренду дорогой техники, участие «звёздных» актёров и съёмку в дорогих локациях. Как показывает российский опыт, многие независимые режиссёры с радостью готовы стать «зависимыми» от больших бюджетов и продюсерских студий, уступая место новым неизвестным авторам.

Однако здесь можно поспорить и отметить, что с приходом новых технологий и удешевления кинопроизводства российский независимый кинематограф хоть и медленно, но развивается. Кроме того, у авторов появилась возможность не зависеть от кинопроката, а показывать свои работы с помощью стриминговых платформ и таким образом зарабатывать на производство новых лент. Например, платформы START, Kion, More.tv, Premier активно сотрудничают с молодыми кинематографистами: они покупают права на показ веб-сериалов, документальных фильмов и короткометражек, однако пока это только малая часть везунчиков, которым удалось пробиться в индустрию.

российский продюсер Егор Одинцов, фото – из личного архива Е. Одинцова

В последнее время на российском рынке стали появляться сервисы, специализирующиеся на аутсайдерах прокатного кинематографа. Например, стриминговая платформа CINEZEN, созданная шведским стартапом Cinezen Blockchained Entertainment AB, даёт возможность ознакомиться с различными нишевыми проектами. По словам создателей платформы, главная цель CINEZEN – показать те фильмы, которые остаются за бортом традиционной дистрибуции. К несчастью, большая часть фильмов, которая прокатывается в России, отбирается очень узким кругом людей. У зрителей нет широкого выбора, а многие достойные проекты так и не находят свою аудиторию. Сейчас в онлайн-кинотеатре есть несколько различных подразделений, которые курируют авторитетные издания и критики, в их числе «ИНОЕКИНО», Wonderzine, Filmz.ru, Cinemaholics, Алекс Экслер, Егор Одинцов и Анна Баштовая.

Ещё одна платформа «Пилигрим», основанная Михаилом Давыдовым, также транслирует кино для узкой аудитории. Здесь можно бесплатно и легально посмотреть фестивальное кино из России и других стран постсоветского пространства. Платформа регулярно делает онлайн-премьеры короткого метра, документального кино и полнометражных независимых дебютов. Кроме того, «Пилигрим» работает не по принципу ежемесячной подписки, а живёт за счёт пожертвований зрителей как краудфандинговый проект.

На сайте можно найти картины c фестивалей Beat Film Festival, «Кинотавр», Doker и «Флаэртиана», работы студентов Школы документального кино Марины Разбежкиной и Михаила Угарова и Московской школы нового кино, а также знаковые полнометражные ленты отечественных режиссёров, например «Тесноту» Кантемира Балагова и «Софичку» Киры Коваленко.

Подводя итог, можно сказать, что нишевый кинематограф в России – это не только артхаус, авангард или кино, снятое «не для всех», но и ленты и картины, которые просто не смогли выйти на массового зрителя. Ведь по определению главные составляющие независимого кино – это небольшой бюджет, узкая аудитория, независимость от государства, продюсерских студий или от географической близости к столичной индустрии. В эпоху цифровизации и онлайн-кинотеатров снять полностью «своё» кино стало гораздо проще и дешевле.

Возможно, именно сейчас в нашей стране зарождается новый виток развития кинематографа, и в будущем отечественные платформы начнут также продюсировать и полностью контролировать не только оригинальные сериалы и фильмы, но и весь контент, выходящий в сеть, подобно Netflix. И даже в этом случае режиссёры имеют больше свободы и возможностей, как говорят сами авторы, которые предпочли заключить контракты с американскими медиагигантами, а не с продюсерскими студиями. Но можно ли будет называть эти фильмы нишевыми? Скорее всего, уже нет. А пока на российском бурно-развивающемся рынке онлайн-платформ и локальных кинофестивалей режиссёры и сценаристы могут смело начинать свой путь, и даже самые нишевые проекты обязательно найдут своего зрителя.  

 

Елизавета Хисамиева – специально для газеты «СК Новости»

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять