ФПРК рассказал про перспективы дока в РФ в рамках Сибирской креативной недели
В рамках окружного форума «Российская креативная неделя – Сибирь» в Красноярске 24 ноября состоялся круглый стол на тему «Документальное кино. Взгляд в будущее».
Спикерами мероприятия выступили: кинорежиссер Владимир Головнев, кинорежиссер Михаил Мерзликин, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин, продюсер, режиссер, основатель проекта SiberiaDOC Николай Бем, кинооператор, руководитель кинофестиваля «ДОКер» Ирина Шаталова, заместитель губернатора Красноярского края Василий Нелюбин.
Модератором дискуссии выступила кинообозреватель «Российской газеты», программный директор Фестиваля экранизаций «Читка» и фестиваля стриминговых сервисов Originals+ Сусанна Альперина.
Василий Нелюбин отметил, что Красноярский край – это регион с большой кинородословной и рассказал о его кинематографической истории.
«Михаил Чуйков организовал в Красноярске первый кинотеатр. Первый показ прошел в 1887 году. Первый документальный фильм в крае сняли в 1913 году. Картина рассказывала о посещении края норвежским путешественником Фритьофом Нансеном. Расцвет местного кинематографа пришелся на 1982 год, когда было принято решение открыть филиал Свердловской киностудии, где снимались в основном документальные фильмы и хроники. В этом же году на киностудии делали альманах “Енисейский меридиан”. В 2014 году было принято решение дать старт региональному творческому гранту. На сегодняшний день в крае каждый год проводится грантовый конкурс, где могут поучаствовать негосударственные кинокомпании и ИП и получить финансирование почти в полном объёме. Сейчас принимается закон о государственной поддержке кинематографии в Красноярском крае», – рассказал спикер.
Заместитель губернатора Красноярского края такжедобавил, что в этом году было существенно увеличено финансирование государственного учреждения «Енисей кино». Появился специальный отдел, который занимается сотрудничеством с кинокомпаниями, и отдел, который занимается съёмками кинохроники. В частности, возродился и ежемесячно выходит «Енисейский меридиан», который показывается в городах и районах края перед просмотром игрового кино.
Дмитрий Якунин рассказал участникам встречи об одном из первых проектов ФПРК – конкурсе документально кино «Россия – взгляд в будущее».
Также Якунин рассказал о перспективах документального кино в прокате.
«Зритель на международных платформах посмотрел лучшие образцы документального кино и понял, каким интересным и ярким оно может быть. Мне кажется, хорошо, что многие молодые режиссеры, в том числе, сотрудничающие с Фондом, ориентируются на эти проекты. Но важно, чтобы в этих проектах оставалась философия и глубина, которые свойственны классическому отечественному документальному кино, в погоне за сенсационными темами и красивой картинкой», – пояснил представитель ФПРК.
Дмитрий Якунин рассказал также о лаборатории чернового монтажа Pro Cut, проведенной Фондом в рамках фестиваля «Флаэртиана» в сентябре этого года.
«Мы понимаем, что в регионах появляются хорошие операторы, есть яркие герои, но продумать драматургию не у всех получается. Поэтому мы привлекли мастеров, которые помогли разложить монтаж и из чернового материала сделать более качественные документальные фильмы», – подчеркнул участник дискуссии.
Руководитель фестиваля «ДОКер» Ирина Шаталова рассказала о смотре, который проходит уже восемь лет.
«Изначально мы акцентировали внимание на международных фильмах, на фильмах со всего мира. В последние годы мы стараемся смотреть в сторону российского кино, инициируем новые программы. Если мы начинали с конкурса короткого метра и туда попадали одна-две российских картины, то сейчас появились “Программа российского кино”, программа “Новая школа”, которая ориентируется на фильмы молодых амбициозных мастерских не совсем классического формата образования», – пояснила Шаталова.
Из фильмов, представленных на фестивале в этом году, спикерособенно отметила короткометражную ленту «Дневник наблюдений за природой и творческой деятельностью человека» псковского режиссера Тимофея Зуброва-Андреева и три картины из альманаха «Вы из будущего», созданного под руководством продюсерского центра «Мувистарт» и Дмитрия Якунина. Альманах был представлен в рамках специального конкурса фильмов об информационных технологиях.
По словам основателя SiberiaDOC Николая Бема, фокус проекта был сосредоточен на creative documentary (авторское документальное кино). «Наш основной упор сделан на то, чтобы найти автора, авторский голос. Мы хотим раскрыть, почему человек снимает этот фильм, что он хочет выразить. Мы поняли, что авторам нужна помощь и начали организовывать семинары для продюсеров, которые работают с бюджетом и готовы взять на себя ответственность. Таких людей мало, но еще меньше критиков, которые пишут про документальное кино», – отметил эксперт.
Николай Бем подчеркнул, что за последние несколько лет на 20-30 % выросло производство документального кино. Спикер убежден, что для документалистики очень важно сохранить классическую модель просмотра фильмов в кинотеатрах. По его словам, здесь очень важно сохранять веру в реальность, которая происходит на экране, и не менее важно, чтобы фильмы не просто показывались, но и обсуждались вместе с авторами. Основатель проекта SiberiaDOC также предостерег, чтобы документальные фильмы не торопились выводить в стрим, пока они идут в кинотеатрах, чтобы зрители и автор получили возможность коллективного обсуждения.
Спикер добавил, что, по решению Министерства культуры РФ, фестиваль SiberiaDoc вошел в перечень значимых событий прошедшего года.
Кинорежиссер Владимир Головнев подчеркнул, что прокат в кинотеатре для документального кино непременно должен быть. Также, по его мнению, важно и последующее обсуждение со зрителями.
«Если раньше это были разовые, точечные случаи, то сейчас есть тенденция к тому, чтобы мы делали документальное кино прокатным регулярно. Есть такая задача, есть желание и есть возможность: подключаются платформы и появляются разные источники финансирования. Есть возможность выбирать, с кем легче или проще реализовать конкретный проект», – отметил кинорежиссер.
Документальное кино, по словам Владимира Головнева, одно из немногих может сохранять свою независимость. Это как раз то самое авторство, которое в документальном кино особенно ценно.
«Я сторонник такого кино, которое снимается долго, снимается наблюдением, постоянным присутствием в жизни героя и проживанием с ним важного отрезка его жизни. Здесь для региональных кинематографистов открывается большое поле деятельности», – уверен спикер.
Владимир Головнев рассказал участникам встречи о своем фильме «Дальний план», который имеет хорошую фестивальную историю: специальные призы фестиваля «ДОКер», ряд главных призов российских и международных фестивалей; был в кинопрокате. Режиссер отметил, что совсем скоро выйдет его новый фильм-альманах, который был снят при поддержке ФПРК. Рабочее название фильма – «Научная фантазия».
Режиссер Михаил Мерзликин рассказал о своем новом альманахе «Книга степей», повествующем о традициях и ритуалах хакасов. Как историк, этнограф и археолог автор давно исследует эту тему. Альманах тоже получил поддержку Фонда.
Модератор дискуссии Сусанна Альперина заключила, что есть довольно много высококачественных региональных документальных фильмов, снятых в России и получивших известность за рубежом, например, картина «Генезис 2.0» Максима Арбугаева. Фильм был снят в сотрудничестве со швейцарскими и американскими кинематографистами и повествует о том, как добывают кость мамонта в Якутии.
Дмитрий Якунин анонсировал продолжение конкурса «Россия-взгляд в будущее» и в следующем году, а также широкий прокат лауреатов этого года в кинотеатрах, на онлайн-платформах и ТВ.