Презентация зарубежных платформ прошла в первый день работы бизнес-площадки 43 ММКФ
Бизнес-площадка 43-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) и деловая программа Московского молодежного кинофорума началась с презентации зарубежных цифровых платформ и мероприятий для молодых кинематографистов. Сессия «Зарубежные площадки: возможности для дебютантов» прошла 22 апреля в кинотеатре «Октябрь» в гибридном формате.
Координатор Польской академии документальных искусств, продюсер Адам Паплински (Adam Paplinski) и продюсер Катарина Цареска (Katarzyna Szarecka) представили онлайн-платформу документальных фильмов pitchthedoc.com и рассказали об особенностях взаимодействия участников европейского рынка.
Встречу модерировала продюсер, отборщик документальной программы ММКФ Анастасия Безрук.
Адам Паплински подчеркнул, что для успешного позиционирования и продвижения проекта необходимо не только качественно представить его, в соответствии с трендами и международными стандартами, но сделать эту информацию доступной интересантам, а также постоянно актуализировать ее.
«Интернет открывает широкие возможности для презентации своих проектов. Но для того чтобы идея была реализована, необходимо грамотно ее позиционировать. Во-первых, нужно сделать хорошую презентацию и начать продвигать проект. Необходимо сделать так, чтобы информация о нем была доступна игрокам рынка и постоянно обновлялась: профессионалы индустрии должны видеть, как ваш проект эволюционирует. И если сегодня он их не заинтересовал, это не значит, что проект не заинтересует их завтра», – пояснил спикер.
Он отметил, что платформа pitchthedoc.com предназначена для профессионалов рынка документального кино. Все проекты тщательно проверяются и приводятся в необходимый формат – на сервисе нет «сырых» проектов и случайных людей. Пользователи получают консультацию специалистов, помощь в доработке и продвижении – кураторство является преимуществом pitchthedoc.com. Участники площадки проходят серьезную процедуру регистрации, а это, по мнению владельцев платформы, сводит к минимуму риски кражи идеи или использования ее в иных корыстных целях, ущемляя права авторов.
Катарина Цареска представила навигацию платформы, рассказала о ее функциях, а также о формах взаимодействия с коллегами и партнёрами в части маркетинга, образовательных программ и т.д.
Участники встречи добавили, что регистрировать свои проекты могут все желающие – и дебютанты, и опытные кинематографисты, имеющие собственную производственную базу. Основными условиями являются формат проектов (документальные фильмы) и их готовность к продвижению и реализации.
«Вы должны представить синопсис, звуковые и видеорешения, смету, команду. Это не наше требование, это требование профессионалов рынка, которые хотят видеть готовые проекты», – пояснил Адам Паплински и добавил, что благодаря кураторам pitchthedoc.com пользователи могут успешно решить эту задачу.
По его словам, на сегодняшний день платформа собрала более 650 профессионалов и 180 курируемых проектов из более чем 70 стран.
Отвечая на вопрос о том, какие российские проекты особенно интересны европейскому рынку, польские партнёры ответили, что у России есть преимущество – природное, этническое и культурное многообразие. По их мнению, всегда хорошо продаются истории о жизни людей из разных уголков нашей огромной страны. При этом они добавили, что на данный момент 25 российских проектов курируются на платформе pitchthedoc.com. Среди них – картина «Чужая», которая вошла в шорт-лист Московского питчинга дебютантов.
Консультант по международным кинорынкам и кинофестивалям телеканала ТВ-3 Анна Арутюнова выступила модератором встречи с партнёрами из Эстонии и Болгарии. Она рассказала о преимуществах работы с отраслевыми платформами и методах продвижения своих проектов для дебютантов. По ее мнению, сегодня существует достаточно площадок, благодаря которым можно заявить о себе, нужно только грамотно их использовать: привести документы в соответствие с международными стандартами, учесть специфику и формат каждого мероприятия, не экономить на переводе материалов на английский язык.
«Я бы настоятельно порекомендовала с предельным вниманием отнестись к литературному переводу сценария и заложить на это определенный бюджет. Качественный перевод текста определяет, поймут вашу идею или нет», – пояснила эксперт.
Также она указала на распространенную ошибку начинающих кинематографистов в продвижении своих проектов.
«Зачастую дебютанты подаются на какой-то крупный конкурс и, не пройдя отбор, на этом останавливаются. Так делать не надо, надо двигаться дальше. У вас должен быть график на год вперёд и возможность представить проекты на разные конкурсы, фестивали, питчинги и платформы. У вас должна быть цель – снять что-то, тогда все получится», – резюмировала Анна Арутюнова.
Глава кинорынка Industry@Tallinn&Baltic Event Мардж Лииске (Marge Liiske) рассказала о мероприятиях Таллинского кинофестиваля «Темные ночи».
Фестиваль проходит ежегодно осенью и собирает тысячи участников со всего мира: в 2020 году в мероприятии, который проходил в гибридном формате, приняли участие более 100 тыс. человек из более чем 60 стран. По словам спикера, «Темные ночи-2020» посмотрели 9 млрд раз, то есть аудитория фестиваля, безусловно, привлекательна для кинематографистов, особенно начинающих.
Фестиваль принимает работы в разных жанрах и для разной аудитории, кроме, пожалуй, документальных фильмов. Мардж Лииске пояснила, что таким образом организаторы не хотят мешать работать европейским коллегам, проводящим в это же время фестивали документального кино (например в Амстердаме).
Программа мероприятий фестиваля «Темные ночи» насыщена: здесь действуют мастерские для актеров, художников по костюмам, режиссеров, операторов, конкурсы для сценаристов, скрининг картин и т.д.
«Мы чувствуем себя молодыми и постоянно экспериментируем, каждый раз придумывая что-то новое для наших участников», – отметила Мардж Лииске и добавила, что в этом году в рамках фестиваля запланировано проведение образовательных программ.
«В прошлом году мы провели фестиваль в онлайне, в этом году запланировали более масштабный формат: совместно с Европейской киноакадемией проведём образовательные курсы, и участники, прошедшие их, получат сертификаты», – сообщила спикер.
Она порекомендовала следить за информацией на сайте фестиваля, присылать свои работы (прием заявок до 1 июля) и не бояться экспериментировать с жанром и формой.
«Российские проекты очень часто участвуют в нашем фестивале. Мне нравятся современные истории о жизни россиян. Хотя у нас практически нет ограничений по жанрам: главное, чтобы кино было понятно международной аудитории. Также у нас очень сильный фестиваль короткого метра, и победители получают доступ к наградам академии BAFTA. Мы создали мастерскую короткометражек, на базе которой принимаем проекты на этапе предпродакшна, налаживаем контакты с продюсерами, оказываем менторские и консультативные услуги, передаём готовые фильмы агентам и так далее», – уточнила Мардж Лииске.
Ее коллега из Болгарии Мира Сталева (Mira Staleva) – заместитель директора и отборщик Софийского кинофестиваля (SIFF), руководитель рынка копродукции Sofia Meeting – рассказала о возможностях площадки и выразила заинтересованность в совместных проектах с партнёрами из других стран, а также развитии рынка Юго-Восточной Европы.
«Мы начали работу 18 лет назад и с самого начала взаимодействовали с российскими проектами. Наша задача – отбор фильмов. Каждый год мы отбираем до 20 проектов. Многие дебютанты начинают с Sofia Meeting – нам нравится поддерживать молодых кинематографистов и быть с ними в начале их карьерного пути», – отметила Мира Сталева.
Она добавила, что российские проекты традиционно очень интересные – благодаря неординарности режиссеров и хорошей школе, – и выразила заинтересованность в копродукции.
«Недавно в Болгарии вступил в силу закон о налоговом стимулировании, и я надеюсь, что это будет хорошим подспорьем для копродукции», – уточнила участница встречи, отметив при этом, что особое внимание на SofiaMeeting уделяется сериалам. По ее мнению, такой тип контента особенно актуален для небольших стран, включая Болгарию, и представители локальных кинорынков с помощью хороших сериалов смогут заявить о себе.
Полную запись мероприятия можно посмотреть здесь:
Серия мероприятий с ведущими представителями российского и зарубежного кинематографа проходит 22-25 апреля на базе бизнес-площадки 43-го ММКФ и Московского молодежного кинофорума-2021, одного из этапов Всероссийского молодежного кинофорума.
Ключевым событием площадки станет Московский питчинг дебютантов с общим призовым фондом 6 млн рублей. Для участия в питчинге было подано 749 проектов, из которых отборщики выбрали 42 в категориях «Полнометражное игровое кино», «Короткометражное игровое кино», «Документальное кино», «Телесериалы», «Веб-сериалы» и «Work-in-progress». В каждой из категорий будет вручен денежный приз в размере 1 млн рублей, а также подарки от партнеров и экспертов.
Всероссийский молодежный кинофорум организован Союзом кинематографистов России и его Молодежным центром на базе «Всероссийского питчинга дебютантов» (проводится с 2013-го года – вошел в ТОП-100 проектов «Фонда президентских грантов»).
Текст – Аля Колдунова