Как будут выглядеть библиотеки онлайн-платформ – комментарии игроков рынка
Интенсивное развитие онлайн-платформ, результатом которого было появление большого числа российских сериалов, перешло на новый этап в связи с обострившейся геополитической обстановкой в мире. Коллеги из «Кино-Театр.Ру» поговорили с экспертами, стоит ли нам ждать «эпоху малокартинья» на отечественных стримингах и за счет чего видеосервисы собираются не только не терять, но и по возможности приумножать зрительскую аудиторию.
Если ещё 2-3 года назад с появлением новых игроков рынка можно было делать ставку на их объединение и развитие в целом киноиндустрии (в том числе и кадровое) за счет привлечения больших бюджетов от медиа-корпораций, с которыми связано большинство отечественных сервисов, то сейчас случай, когда ставок больше нет. Все живут «в моменте» и, кажется, даже не пытаются делать прогнозы на годы вперед.
«Говоря слово «будущее», я имею в виду ближайшие несколько месяцев, поскольку непонятно, каким ландшафт будет дальше и как все поменяется. Будут ли выходить большие сериалы? Да, потому что очень много проектов уже запущено в производство. Они точно будут реализованы и выйдут на платформах. Из-за стрессовой ситуации у нас не пропадет контент, не перестанут по какой-то причине выходить новинки. Такого не будет, потому что фундамент мы закладывали все предыдущие полтора года», – считает генеральный директор видеосервиса PREMIER Софья Митрофанова.
Заместитель генерального продюсера Okko по детско-юношескому контенту Светлана Сонина также отмечает, что дорогостоящие проекты (особенно исторические или с большим количеством компьютерной графики) «никуда не денутся», но рынок платформ, переживающий в последние два-три года бум «ориджиналсов», будет двигаться в сторону более дешевого контента, в том числе и собственного производства. Она не исключает, что снижение стоимости может затронуть долю натурных съемок или гонорары съемочной группы, в особенности актеров, авторов и режиссеров. Однако в части профессиональных кадров возможна и обратная ситуация – тут, опять же, прогнозы пока никто не строит.
Помимо премьерных показов текущая ситуация уже начала отражаться и на библиотеках онлайн-платформ. Массового изъятия фильмов и сериалов зарубежных студий пока не происходит, однако и новые цифровые релизы именно в этом сегменте поставлены на паузу. Так, в марте на российских стримингах не вышли ожидаемые новинки «Человек-паук: Нет пути домой», «Аллея кошмаров», «King’s Man: Начало», а также сериал Halo по одноименной компьютерной игре, показавший отличный старт на платформе Paramount+. В России его 26 марта должна была выпустить «Амедиатека», но релиза так и не случилось. Более того, на этом же сервисе перестали выходить новые серии проектов HBO «Позолоченный век» и «Наш флаг означает смерть».
Очевидно, что появляющиеся лакуны онлайн-кинотеатры будут закрывать отечественным продуктом, который, возможно, в другие времена оказался бы «похоронен» в тысячах библиотечных наименований. В этом контексте наиболее выигрышная позиция на данный момент у сервиса START, который изначально был ориентирован именно на русскоязычные проекты разных форматов.
«Есть проекты, которые рассчитаны на привлечение новых зрителей, но есть и такие, которые являются премьерами для текущих подписчиков, радуют давних зрителей чем-то новым, необычными форматами, интересными сюжетами или неожиданными ролями хорошо знакомых артистов. Такими проектами для нас нередко являются короткометражные фильмы и сериалы, которые на START выстреливают очень ярко и часто попадают в топы по просмотрам», – поясняет программный директор видеосервиса START Михаил Клочков.
Он уверен, что зрители при выборе проекта руководствуются не хронометражем, а другими критериями – жанром, актерами, описанием сюжета, трейлером, который заинтересовал или нет. В то же время сами производители порой для релиза предпочитали не платные сервисы, а бесплатный для зрителей YouTube – так предполагалось, что проект посмотрит большее количество народа, а его создатели смогут заработать какие-то деньги за счет рекламной монетизации.
«Площадок для получения контента уже становится меньше, и контент определенно будет мигрировать на платные сервисы, где в свою очередь будет выходить больше того же короткого формата, потому что будет больше авторов, которые захотят, чтобы их произведения увидели реальные люди. Зрители же будут больше обращать на такой контент внимание, потому что он уже перестанет быть каким-то маленьким уголком в глубине сервисов, а – за счет увеличения количества тайтлов – будет восприниматься как полноценная составляющая библиотек», – считает Клочков.
Светлана Сонина добавляет, что короткие проекты, различные доки и шоу, тем более те, что уже есть на рынке, могут сейчас более активно пополнять библиотеки платформ.
«Мы с радостью предоставляем площадку и берем на дистрибуцию проекты, которые, например, профинансировал Институт развития интернета. Таких проектов – и художественных, и документальных, и шоу – у нас уже очень много. К нам приходят как ребята, которые уже получили финансирование от ИРИ или находятся на стадии подписания договоров, так и те, кто только собирается подаваться на их конкурс. Если мы понимаем, что проект в случае его реализации будет востребован у нас на платформе, то мы подтверждаем ИРИ свою заинтересованность. А если приносят такой готовый контент, который, к тому же, уже профинансирован, то это, конечно, идет в плюс и нам, и производителям, чьи проекты могут быть представлены в таком крупном онлайн-кинотеатре как Okko», – говорит Сонина.
Отметим, что сервис Okko взаимодействует с Молодёжным центром Союза кинематографистов России и продюсерским центром «Мувистарт», проекты которого также поддерживает. На платформе Okko размещен сериал «Вы из будущего», а также короткометражные фильмы участников всероссийской акции «День короткометражного кино»-2021.
«Наверное, сейчас для короткого метра – хотя я бы расширил здесь сегмент за счет документального и регионального кино, которые также отличаются меньшими бюджетами, – может быть золотое время, которое фильмы и их авторы заслужили. Наконец широкая зрительская аудитория узнает и полюбит этот формат, который станет популярным и будет если не полностью отбивать расходы для авторов, то хотя бы частично их компенсировать. И короткий метр станет снимать выгодно», – считает исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов РФ, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин.
Напомним, что Фонд поддержки регионального кинематографа (ФПРК) был учрежден в феврале 2022 года Союзом кинематографистов России именно с целью поддержки и развития регионального кинематографа, повышения его конкурентоспособности, а также популяризации регионального кино в России и за рубежом.
«Создание Фонда инициировано скорее извне, чем изнутри. Во время организации региональных питчингов и Всероссийского молодёжного кинофорума, Молодежный центр сталкивался с различными вопросами и просьбами о помощи. В свою очередь, я, когда пришла работать в Союз кинематографистов, тоже поняла, что практически каждый руководитель нашего регионального отделения или представительства обращается с различными просьбами. Масса таких запросов извне привела к тому, что мы создали инструмент, который может оказать системную помощь регионам в кинопроизводстве, образовании, прокате, исследованиях», – отметила Лариса Солоницына, председатель Совета ФПРК, первый заместитель председателя Союза кинематографистов России.
Подробнее о ситуации на рынке стриминговых платформ читайте в материале портала «Кино-Театр.Ру»