Почему закадровый текст мешает, а референсы помогают – советы участникам конкурса «Россия – взгляд в будущее»
Онлайн-сессия на тему «Правила написания синопсиса и режиссёрской экспликации документального фильма» от организаторов конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее» прошла 6 апреля.
Напомним, что конкурс проводится Фондом поддержки регионального кинематографа (ФПРК), учрежденного Союзом кинематографистов России. Приём заявок завершается 11 апреля в 23:59 (мск).
Павел Печенкин, член Совета Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), директор международного кинофестиваля документальных фильмов «Флаэртиана», и Ольга Филонова, ведущий продюсер документального конкурса «Россия-взгляд в будущее», дали рекомендации на тему того, как писать логлайн, синопсис и режиссёрскую экспликацию, а также рассказали, какие художественные решения наиболее оптимальны в документалистике.
Приводим ключевые тезисы:
- Для начала чётко сформируйте свою историю в голове, а затем – на бумаге. В таком случае будет очевидно, что автор готов к созданию фильма – останется только снять его.
- Док намного сложнее, чем игровой фильм. От идеи до сценария – огромное расстояние.
- Док рождается четыре раза – как идея, затем как синопсис, потом в процессе съёмки, а потом при монтаже. Есть еще и пятое рождение – когда ваше кино будет смотреть зритель.
- За время своего фильма вы должны провести героя через такие приключения, за которыми будет интересно смотреть.
- Помните о таком важном понятии в драматургии как рост характера (арка) – постарайтесь обеспечить герою его трансформацию к концу фильма.
- Музыка в доке – это подпорка, костыли. Дикторский текст – подборка вдвойне. Но с осторожностью используйте эти приёмы: надо оставить зрителю возможность поразмышлять внутри фильма. И режиссёр должен уметь раскрывать героя, делать его понятным и интересным зрителю.
- Конечно, есть исключения, можно использовать дикторский текст как прием — повествование от первого лица.
- Дикторский текст с использованием архивных материалов в доке – это также оптимальная форма повествования в случае, если героем является человек, которого нет в живых.
- Ни в коем случае нельзя забывать про зрителя. Сверхзадача – то, что должен вынести зритель после просмотра вашего фильма. Ради этого вы снимаете кино.
- Синопсис и экспликация – главные документы, с которыми будут знакомиться эксперты. И для них очень важно с первых строчек зацепиться за вашу идею: экспертам понятно с первых двух абзацев, про что будет кино.
- Покажите свою мотивацию – почему вы взялись за эту историю, что герой значит лично для вас.
- Режиссёрская экспликация – это тот самый документ, в котором прописывается, что у вас будет на экране, как вы будете работать с героем, какие приемы использовать, какая музыка будет (у вас есть свой композитор или будете использовать музыку из библиотек), требует ли ваш проект компьютерной графики, на какую технику снимать и т.д. Экспликация призвана показать, что вы понимаете, как собираетесь снимать свой фильм.
- Пишите про референсы – они сориентируют экспертов, как вы планируете работать.
- Среди типичных ошибок авторов – присланная экспликация на полстраницы. Автор, особенно если у него уже есть опыт работы в кино, зачастую думает, что этого достаточно, что он уже известен и не нуждается в подробной самопрезентации. Пожалуйста, не поленитесь и распишите эти два документа: так эксперты будут уверены, что вы заинтересованы в своем проекте и работе с ФПРК
- Если вы подаете заявку на альманах, экспертами он будет восприниматься как цельный проект. Либо у него должен быть креативный продюсер, либо художественный руководитель, который будет отвечать за художественную целостность проекта. Будут у вашего альманаха разные режиссеры либо один режиссер, все его фильмы должны быть выполнены в едином решении, единой стилистике.
Заместитель исполнительного директора ФПРК Дмитрий Якунин сообщил, что Фонд также намерен поддерживать кинолетописи – в данный момент согласовывается регламент, в рамках которого будет осуществляться поддержка. Подробнее дирекция ФПРК сообщит в ближайшее время.
Также вместе с юристом Фонда Марией Бородянской он ответил на вопросы, касающиеся оформления документации.
Напомним, что организаторы конкурса «Россия – взгляд в будущее» составили инструкцию по заполнению заявки на участие в конкурсном отборе. Ознакомиться с документом можно на сайте ФПРК или здесь:
Методические_рекомендации для участников конкурса «Россия — взгляд в будущее»
Приём заявок на конкурс документального кино «Россия – взгляд в будущее» завершается 11 апреля. Общий бюджет на производство в этом году составил 150 млн рублей, 50% из которых будет направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, а 50% – на создание короткометражных фильмов продолжительностью 15-25 минут.
Организатором конкурса выступает Фонд поддержки регионального кинематографа, учреждённый Союзом кинематографистов России. Характерной особенностью взаимодействия Фонда с участниками является намерение организации оказывать сопровождение проектов на всех этапах его реализации. Для этого, помимо рассмотрения заявки, будут проведены собеседования с заявителями, а проекты реализовываться с участием продюсеров Фонда.