Якутская комедия о попаденце, военная драма и док о людях рабочих профессий в списке нишевых проектов апреля
Обзор нишевого кино за апрель 2022 года хотелось бы начать с упоминания прокатной судьбы двух кинодебютов, стартовавших в российских кинотеатрах в последний день марта. Первый из них – фестивальный хит «Чупакабра», доступный, кстати, на цифровых платформах с середины 2021 года. Судя по росписи (три площадки) и сборам (чуть более 150 тысяч рублей), продюсеры не планировали зарабатывать на кинопрокате. Вероятно, выпуск фильма в кинотеатрах потребовался им для формальной возможности участия в других кинофестивалях.
Вторая вышедшая 31 марта лента – полнометражный дебют продюсера Никиты Владимирова «Бабки» – напротив, пришлась российским зрителям по душе. По состоянию на 1 мая комедия, расписанная в премьерный уик-энд на 339 кинотеатров, заработала для продюсеров и прокатной компании «Кинологистика» более 11,5 миллиона рублей (прокат продолжается).
Интересно отметить, что спустя две недели, 14 апреля, в прокат была выпущена ещё одна комедия «Родители строгого режима», снятая Владимировым в качестве режиссёра и одного из продюсеров. Фильм, в котором наряду с молодыми звёздами Евгением Ткачуком, Ольгой Медынич и Владимиром Сычевым снялись Александр Адабашьян и бабушка режиссёра Алиса Фрейндлих, всего за 18 дней проката собрал более 46,7 миллиона рублей (прокат продолжается).
14 апреля на экраны российских кинотеатров и сразу на нескольких цифровых платформах вышла криминальная драма дебютанта в режиссуре Станислава Сапачева «Пласт», снятая им по собственному сценарию. Фильм с Владимиром Вдовиченковым и Кириллом Кяро в главных ролях, рассказывающий о бизнесе нелегальных добытчиков янтаря, заработал для прокатной компании «Планета Информ» на 46 площадках за 18 дней скромные 276 458 рублей (средняя наработка на копию – шесть тысяч). У проекта не слишком оригинальная тематика (жизнь копателей янтаря неплохо раскрыта в сериале «Жёлтый глаз тигра»), кроме того, на сборы так или иначе повлиял одновременный с прокатом релиз фильма на цифровых видеосервисах. Между тем прокат картины на майских праздниках продолжается – хотя миллионов ей, конечно, уже не заработать.
21 апреля в кинотеатрах стартовали два релиза, относящиеся к выбранным нами для рубрики New Distribution категориям.
Первый из них – документальная лента режиссёра Евгения Григорьева «Руками» (прокатчик – «Первое кино»), повествующая об удивительных людях из разных уголков России, которые работают руками. За стартовый уик-энд 21-24 апреля на 38 площадках фильм собрал скромные 18 380 рублей. Общие сборы картины, по данным ЕАИС, на 1 мая составляют 37 590 рублей. Возможно, как и в случае с «Чупакаброй», продюсерам необходимо было поставить галочку в графе «выходил на киноэкраны».
Второй и, без сомнения, наиболее интересный в сегодняшнем обзоре кинотеатральный релиз 21 апреля – якутское комедийное фэнтези «Бугун-былыр» («Сегодня-прошлое»). Для режиссёра Александра Лукина это третий полнометражный фильм, вышедший, как и предыдущие его работы, только в кинотеатрах Якутии.
Главную роль парня из современного Якутска, непостижимым образом попавшего в прошлое, сыграл популярный в республике Саха инстаграм-блогер Ярослав Лебедев. Фильм, выпущенный продюсерами Сандалом Баишевым и Гаврилом Адамовым всего на 27 площадках, заработал в премьерный уик-энд более 2,5 миллиона рублей (сборы на копию – почти 100 тыс. рублей), а к 1 мая, то есть всего за 11 дней проката, бокс-офис комедии составил уже 6,3 миллиона. Нетрудно посчитать, что сборы на копию составляют уже более 230 тысяч – великолепный результат для нишевого кино. Производственный бюджет фильма составил 2,5 миллиона рублей, поэтому комедия уже окупилась и приносит продюсерам, прокатчикам и кинотеатрам чистую прибыль.
Вообще для якутского кинематографа высокие сборы на копию можно считать, скорее, нормой. Предыдущий национальный хит республики Саха, драма «Вертолёт», вышедшая на экраны в феврале, заработала почти 270 тысяч рублей на копию, а для эпической картины 2020-го года «Тыгын Дархан» этот показатель и вовсе превышает 600-тысячную отметку.
Стоит добавить, что в силу специфики республики Саха (Якутия) часть активных зрителей, любящих национальное кино, проживает не в городах и не имеет возможности посещать современные кинотеатры. Для этих зрителей работают киноустановки в небольших клубах, не подключенных к системе единого кинобилета, поэтому реальные сборы якутского кино в республике ещё выше, хотя сборы на копию могут корректироваться в меньшую сторону.
«Если сборы будут неплохими, то закажем профессиональный дубляж, чтобы выйти за пределы республики. Планируем показы в национальных республиках и странах СНГ – например, Казахстане. Уже есть предварительные договоренности с Бурятией», – комментирует продюсер картины Гаврил Адамов (цитата по материалу портала «Якутия.Инфо»).
Мы будем следить за прокатом новой региональной комедии и обязательно упомянем её в будущих обзорах.
28 апреля в российских кинотеатрах стартовал полнометражный дебют казахстанского режиссёра и сценариста Бекболата Шекерова, военная драма «Лето 1941 года». Казахстанско-белорусская картина рассказывает о белорусских партизанах во главе с командиром Ади Шариповым, этническим казахом, ставшим впоследствии известным писателем. В интервью журналу «Кинобизнес сегодня» режиссёр признался, что не думал сам экранизировать свой сценарий, и взяться за эту работу его сподвигло знакомство с вдовой Шарипова. Лента, поддержанная Государственным центром поддержки национального кино Казахстана и полностью профинансированная государством в категории «социально значимое кино», снималась в Белоруссии, ставшей для героя картины второй родиной.
Дебютный уик-энд 28 апреля – 1 мая принес прокатной компании Cinemaus Studio, выпустившей фильм в 47 кинотеатрах, 185 тысяч рублей. Вполне вероятно, что столь невысокий интерес российской публики обусловлен перегруженностью кинотеатров русскоязычными проектами: примерно треть из идущих на рубеже апреля и мая в кино полутора сотен картин снята на русском языке. Впрочем, впереди ещё День Победы – возможно, традиционный для этого времени подъём патриотических настроений приведёт на сеансы этой картины дополнительных зрителей.
Завершая кинопрокатный блок, необходимо упомянуть ещё один проект. Документальный альманах «Там, где наш дом», снятый сибирскими режиссёрами Владимиром Тарасовым, Дмитрием Квашниным и Василием Буйловым, начал демонстрироваться 28 апреля в четырех кинотеатрах Красноярска. Проект, снятый в рамках программы «Документальное кино Красноярья», стал финалистом международного фестиваля Moscow Shorts и победил в «Cибирском питчинге кинодебютантов 2021», получив около 2,6 млн из своего четырехмиллионного бюджета в качестве господдержки от Минкульта Красноярского края.
Герои фильма – жители Красноярского края разных возрастов и профессий, которых объединяет искренняя любовь к родным местам и к своему делу – будь то спорт, искусство или медицина.
По словам одного из режиссёров, продюсера Дмитрия Квашнина, с 28 апреля по 4 мая каждый сеанс картины собирал от 20 до 30 зрителей, а в пиковые дни их число достигало 50. Данные о сборах картины пока получить не представляется возможным, хотя билеты продавались на все сеансы. В начале мая продюсеры вели переговоры с прокатной компанией Ten Letters о выпуске фильма во всероссийский прокат, который начнётся, предположительно, уже в июне 2022 года.
В заключение остается перечислить цифровые релизы месяца.
4 апреля на онлайн-платформах стала доступна сказка «Дочь рыбака» – полнометражный дебют Юлдус Бахтиозиной, выпускавшийся в ограниченный кинопрокат в 2020 году компанией Reflexion Films. Сборы фильма за 22 недели проката (!) составили тогда 1,75 млн рублей.
14 апреля на цифровых видеосервисах вышла спортивная драма Михаила Музалевского «Панчер», выпущенная уже упоминавшейся Cinemaus Studio в кинопрокат в марте. Сборы фильма в кино за три недели составили 326 772 рубля.
18 апреля в онлайн-кинотеатре KION вышел режиссёрский дебют популярной актрисы Марии Шалаевой «Синдром жизни». Главная героиня в исполнении Светланы Немоляевой находит письмо недавно умершего мужа, которое он хранил втайне от неё несколько десятилетий. Эта находка в итоге становится тем, что помогает членам семьи пережить потерю близкого человека и стать ещё ближе друг к другу.
Текст – Евгений Володин