Андрей Богатырев: Русского героя невозможно убить
В рамках образовательной программы XI Международного фестиваля «Будем жить» в кинотеатре-шатре на Поклонной горе 20 августа состоялся мастер-класс режиссера Андрея Богатырева на тему «Супергеройское кино». Создатель фильмов «Красный призрак», «Иуда» и сериала «Вампиры средней полосы» рассказал о тонкостях создания героя и поделился опытом работы над супергеройским боевиком.
Во время лекции Андрей Богатырев много размышлял о том, кто же такой российский супергерой, и почему он должен отличаться от знаменитых героев американских комиксов.
«В Америке супергерой – это какая-то персона. Вообще эти персонажи стали появляться в 1930-е годы вместе с комиксами. В то время у общества был повышенный запрос на героев, которые могут без полиции, чиновников прийти и помочь. Был запрос на справедливость. И ответ пришел, стали формироваться такие персонажи, как Бэтмен, Супермен и так далее. <…> Я думаю, дело в том, что в американской культуре не хватало традиций. Новому обществу необходимы ценности – понимание того, что плохо, что хорошо. И таким образом с помощью супергероев в сознании американцев удалось заполнить некий культурный вакуум», – отметил спикер.
По его мнению, история, культурные традиции, менталитет, восприятие общества и человека в России и США сильно отличаются. Поэтому невозможно просто взять американскую кальку, перенести ее на наше кино и получить хороший боевик. Важно учитывать культурные и исторические особенности каждой страны, этноса или общности.
Также Богатырёв подчеркнул, что нельзя создавать героя в «безвоздушном пространстве». К примеру, когда он приступил к работе над «Красным призраком», то быстро понял, что не достаточно просто надеть на своего главного персонажа красивый костюм и отправить его делать добрые дела и спасать людей.
«Мы стали думать, кто же такой наш герой именно в контексте Великой Отечественной войны. Потому что эта война доформировала образ нашего национального героя. Что является главным символом Великой Отечественной войны? Это Неизвестный солдат. Для нас Неизвестный солдат – это образ защитника, который пал, мы даже имени его не знаем, но при этом чтим его подвиг. Это очень интересная смысловая матрица. – пояснил кинематографист – Неизвестный солдат был и в войну 1812 года, он был и до этого, и он здесь живет. Если его персонифицировать, то гипотетически Неизвестный солдат – это каждый из нас. И мы поняли, что Красный призрак – это не один человек, как в Америке, это не просто суперкрутой мужик или суперкрутая девушка. Это должен быть собирательный образ некоего защитника. И мы поняли, что наша культура более реалистичная, “более азиатская”, чем американская. Поэтому герой зачастую погибает, а на его место встает другой герой, который дальше несет то, что формирует нас. Таким образом, его невозможно убить».
Режиссер посоветовал кинематографистам обратить внимание на русский эпос и его персонажей. И отметил, что именно эпос отчасти сформировал наш язык и образное мышление.
«У нас в стране есть эпос, он не так хорошо сохранился, как в некоторых культурах, мы вообще очень любим все свое в начале забывать, а потом судорожно спасать. Но где-то сквозь века проглядываются лики героев. Илья Муромец, богатыри, Кощей Бессмертный, Баба Яга. У нас так же, как и у греков, есть своя мифология. <…> Наша история формирует в том числе те образы, которые мы запоминаем. И татаро-монгольское иго, и война 1812 года, и Великая Отечественная война – все эти события формируют образ российского героя», – продолжил Богатырев.
При этом он посоветовал при создании истории детально представлять внутренний мир героев, их чувства, мировоззрение и цель.
«Кино, как и любое другое искусство – это обмен чувствами, а не мыслями. <…> Если вы выстраиваете свою историю от внешнего сюжета, то зритель может не понять, зачем все это и кто этот герой. <…> Великий драматург Александр Пушкин сказал очень кинематографическую фразу: “В начале я придумываю героев, а потом герои придумывают мне историю”. Если вы проанализируете всю свою жизнь, то поймете, что ваш характер формирует вашу судьбу», – пояснил спикер.
Во время мастер-класса Андрей Богатырев много размышлял о супергероях, которые есть в отечественном кинематографе. Например, Данила Багров, главный персонаж культовый картины Алексея Балабанова, по мнению спикера – в каком-то смысле настоящий российский супергерой. При этом он не похож на персонажа американского комикса: не носит костюм, маску, не ведет двойную жизнь. Получается, что Багров такой же Неизвестный солдат, вернувшийся с войны живым.
«Данила Багров тоже, между прочим, неизменный герой. Первая часть “Брата”, наверное, самая великая, потому что в ней Балабанову удалось пройти по очень тонкой грани. С одной стороны, он сделал героя неизменным, с другой, – нельзя сказать, что Данила Багров не размышляет о жизни. Он как русский богатырь, который встречает на своем пути разных персонажей. Действительно, Балабанову удалось создать неоднозначного и объемного персонажа. Мне кажется, в нашей культуре это очень важная особенность», – пояснил режиссёр.
Также он вспомнил первый российский блокбастер «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. В этой картине, по мнению Богатырева, тоже есть своеобразный супергерой. Антон Городецкий, которого исполнил Константин Хабенский, – это тот тип героя, который стал массовым. Он не всемогущий, и чтобы кого-то спасти, ему нужно проявить невероятную смекалку и способности.
В завершение своей лекции Андрей Богатырев выделил еще одну особенность для российских супергеройских фильмов: они должны учитывать многонациональность и мультикультурность нашей страны.
«У нас многонациональная страна которая вмещает огромное количество культур, имеющих свои интересные особенности. Я считаю, что если делать фильмы на уровне блокбастеров в России, то это обязательно должно учитываться», – резюмировал художник.
Напомним, что XI Международный кинофестиваль «Будем жить» открывшийся 18 августа в Москве, завершает свою работу. В открытом кинотеатре-шатре на Поклонной горе и Центральном доме кинематографистов проходили кинопоказы, мастер-классы, а также премьеры.
Вчера в Доме кино состоялась премьера документального музыкального фильма «Аффинаж. Точка сборки», сегодня – в заключительный день кинофестиваля, состоится круглый стол на тему «Москва – столица креативных индустрий», а также церемония закрытия.
Организаторы фестиваля – Фонд развития социальных и культурных инициатив «Кинематографист», продюсерский центр «Мувистарт».
Мероприятие проводится при поддержке Департамента культуры города Москвы; Департамента СМИ города Москвы; сети кинотеатров «Московское кино»; Столичного Цеха Деятелей Культуры и Союза кинематографистов России.
Партнёр фестиваля – строительная компания «Империя».
Информационные партнеры – «Абзац-Медиа», «Арт-Московия», «Афиша.КП», «Кинобизнес сегодня», «Московский комсомолец», «Работники ТВ», медиахолдинг «Цифровое телевидение», CinePromo, Cinemaplex, ProfiCinema, канал Shot TV.