Продюсер фильма «МАРИЯ. СПАСТИ МОСКВУ» Наталья Иванова: Разговоры о войне очень непростые, если их вести по-настоящему
В российский прокат 27 января выходит военная картина Веры Сторожевой «МАРИЯ. СПАСТИ МОСКВУ». Героиня фильма – младший лейтенант госбезопасности Мария Петрова. Будучи убежденной атеисткой и отказавшись от отца-священника, именно она получает задание доставить в Москву чудотворную икону, находящуюся на оккупированной немцами территории недалеко от Москвы. По легенде, именно эта святыня должна спасти столицу от врага – так во время тайной встречи сказала Сталину старица Матрона.
Редакция Moviestart в феврале 2021 года побывала на съёмках картины, а в этот раз пообщалась с генеральным продюсером проекта Натальей Ивановой о непростых вопросах, которые поднимает фильм, съёмках в регионе и о многом другом.
– Расскажите, пожалуйста, об истории создания фильма.
– Всё было очень просто. Этот материал, а точнее сказать, готовый сценарий Елены Райской мне предложила Вера Сторожева. Мы с ней давно дружим, но не работали вместе. Я быстро прочла, и мне сценарий очень понравился своей простотой изложения и в то же время глубиной, ведь разговоры о вере, о войне очень непростые, если их вести по-настоящему.
Темой обороны Москвы, встречи Сталина со св. Матроной я не интересовалась, потому что после фильма «Одна война», который мы делали с Верой Глаголевой, я зареклась делать военные фильмы. Это очень сложно, с точки зрения производства и душевных затрат. Но тут вдруг всё забылось, и мы с Верой Сторожевой приняли решение делать эту работу. Минкульт нас поддержал. Это были стартовые деньги, которые всегда очень важны.
– О чём лично для Вас эта история?
– Для меня наш фильм – о человеке в критической ситуации, в данном случае – это война. И о том, как в горниле этих событий меняется мировоззрение, характер, поведенческая мотивация и другое: то, во что не верил вчера, вдруг становиться реальным. Или наоборот: в человеке вдруг проявляются новые качества, такие как храбрость или наоборот, трусость, и не все проходят эти испытания. Нашей героине Марии повезло в некотором смысле: она единственная вернулась с этого задания, но уже другим человеком.
В начале фильма она – просто солдат на войне, а точнее сказать, младший лейтенант НКВД. Мария Петрова получает задание доставить икону в Москву из немецкого тыла, и она должна выполнить его любой ценой. И тут начитается её непростой, полный отчаяния и страхов путь, в результате которого происходит духовная трансформация ещё совсем молодой девушки. Всё то, что ей предсказала старица Матрона, сбылось!
– Пока нет документальных доказательств, что Сталин встречался с Матроной. Важно ли было в фильме удержать баланс между мифом и исторической действительностью?
– Документов либо не существует в природе, либо они ещё не рассекречены. Возможно, лет ещё через 50 народ узнает правду об этой встрече, но это и неважно. Мы говорим и показываем зрителю, что если эта встреча была, то вот вам вариант. Надо иметь в виду, что этой устойчивой в народе легенде уже 80 лет и соблазн рассказать её был очень велик. Встреча Сталина и Матроны, таких важных персонажей для каждого русского человека, конечно, не простой триггер, но для нас главным было рассказать историю преображения Марии, её, можно сказать, крёстного пути.
В нашем фильме, если внимательно его смотреть, зрители увидят целый ряд участников тех трагических событий декабря 1941 года: это погибшие молодые солдаты группы Марии, советские военнопленные, убитые мирные жители, партизаны и священник – отец Владимир. За каждым из них стоят миллионы таких же, как они, которые отдали свою жизнь во имя победы над фашизмом.
– В фильме потрясающий актёрский состав. Писались ли изначально роли под определенных исполнителей?
– Этот сценарий уже был, поэтому конкретно под кого-либо из исполнителей главных ролей он не писался. Как всегда, был кастинг актёров, и ансамбль в итоге сложился. На главную роль Вера Сторожева посмотрела много молодых и начинающих актрис. Маша Луговая пришла на первую встречу, потом ещё раз и в итоге была утверждена. Артур Смолянинов так же прекрасно подходил на роль священника, и альтернативы ему не было. Очень вписался в актёрский ансамбль молодой перспективный актёр Илья Малаков, который сыграл Сержанта. Украсил фильм не большой, но выразительной ролью Комиссара Сергей Пускепалис, который для Веры Сторожевой – как талисман. Лично я не могу себе представить, как Матрону сыграла бы какая-то другая артистка, помимо Ольги Лапшиной. Ольга и только Она. Мы знаем, сколько духовных сил отняла у неё эта роль, ведь по-актёрски задача у Ольги была непосильная: создать образ Матроны Московской, святой, так почитаемой в народе, и она с этой задачей прекрасно справилась.
– Расскажите, пожалуйста, о съёмочном процессе, о специфике создания военной картины.
– Съёмочный процесс был очень сложным, в силу ограниченного бюджета для военного исторического кино и суровой зимы. Чтобы сделать это, да ещё получить хороший результат, нужно было работать только с профессионалами. Вера Сторожева привела свою творческую команду, которая с ней на многих проектах: оператор Михаил Искандаров, художник-постановщик Сергей Филенко, художник по костюмам Регина Хомская, реквизитор Наталья Назаркина и многие другие. Бюджет и административные дела координировали опытный исполнительный продюсер Мария Ксинопуло и Стас Селиванов из нашего Продюсерского Центра «Хорошо Продакшн». Только благодаря слаженной работе всех служб нам удалось снять эту картину за 28 съёмочных смен и уложиться в бюджет.
Во время съёмок в Москве нам очень помогла Московская кинокомиссия. Мы перекрывали в центре Москвы Хохловский переулок на два дня. Необходимо было декорировать улицу, отключать уличное освещение, и это было, конечно, очень сложно. До сих пор не могу забыть этот караван из десятков съёмочных машин, припаркованных на маленьких улочках Покровки!
Вспоминаю, что подготовку к съёмкам мы начали с того, что по просьбе художника-постановщика Филенко заказали плетёные заборы из ивовых прутьев, которые нам изготовил умелец из станицы Вешенской. Дальше больше: около тысячи мешков было изготовлено для декорирования современных улиц Москвы, и многое другое…
– Часть фильма снимали в Ростове. Сложно ли было организовать съёмки в регионе?
– Ростов относится к Ярославской области, а этот регион очень активен в съёмках в силу большого количества аутентичных исторических локаций. Местная администрация нам очень помогла с транспортом, размещением, организацией питания группы и массовки. Мы снимали сцены в самом Ростове и вокруг него. Там мы тоже похозяйничали: отключали электричество, перекрывали улицы, если надо было.
С местом нам очень повезло. Ростову в этом году исполняется 1160 лет, говорить о вере здесь очень гармонично. Это намоленное место: куда ни бросишь взгляд, обязательно попадёшь на крест монастыря или храма. Они вокруг. И, наверное, от этого там и люди другие. 22 января 2021 года мы начали снимать в Ростове, и это была сцена первой встречи Марии со Старицей. В съёмках приняли участие ростовчане, и, как говорила режиссёр Вера Сторожева, у нас была самая лучшая массовка, потому что такие красивые русские женские лица ещё поискать надо. Ровно год спустя мы показали ростовчанам наш фильм, как и обещали. Все были счастливы и говорили: «В какой хорошей картине мы приняли участие!». Было приятно, что мы их не разочаровали.
– Какая самая удивительная вещь случилась во время съёмок?
– Самым удивительным было то, что в разгар пандемии у нас на площадке и вне её никто не заболел! Не знаю точно, кто нам помог, сама Матронушка или русский мороз, но главное, что мы сняли картину. А потом появились со-продюсеры – Константин Ёлкин, глава компания «РВВ Филм», и дистрибуторская компания «Наше кино» во главе с Максимом Рогальским. Картина им понравилась, и благодаря их финансовой помощи мы закончили фильм.
– Расскажите о пути картины к зрителю.
– Прошли премьерные показы в Москве и Ростове, идёт серьёзная PR-кампания фильма, в которой задействованы все участники процесса, но мы отдаем себе отчёт, в какое сложное время мы живём.
В российский прокат картина выходит почти 700 копиями. И, конечно, нам важны результаты первого уик-энда. Затем фильм появится на трёх онлайн-платформах. В мае-июне картина будет показана на Первом канале. Также мы активно выходим на международный рынок, благодаря компании «Наше кино». Уже идут активные переговоры с Латинской Америкой, Японией, Францией. Думаю, что картину посмотрят и оценят не только русские зрители. Все ещё впереди!
Беседовала Юлия Свинцова