От «Масяни», через «Район тьмы» – к Realist Web Fest, Tik Tok и Instagram Reels: история веба в России
Веб-сериалы в России, так же, как и в других странах, начали появляться с распространением интернета. Исследователи называют одним из первых отечественных веб-сериалов культовую «Масяню» – ироничную девочку, созданную петербургским мультипликатором Олегом Куваевым. Её грубоватые, но остроумные выражения «на злобу дня» разошлись на цитаты в начале 2000-х. Прозорливый журналист Леонид Парфёнов увидел в Масяне потенциал всенародно любимой героини своего времени и первым «продвинул» её на ТВ. В результате в 2005 году она появилась в программе «Намедни».
«“Намедни” первой обратилась к теме Масяни. Мы сразу завопили: вот наша героиня, вот наш, российский, Интернет. До Масяни Интернет ведь был космополитским. Что в нём было русского? Только “мыла” да “аськи”», – отмечал телеведущий в интервью «Комсомольской правде».
Он также объяснял, что Масяня «дополняет картину сегодняшней российской жизни, сегодняшнего стиля, ощущения времени».
Иными словами, ироничная анимационная девочка выступила собирательным образом россиянина конца 1990-х – начала 2000-х годов. И Леонид Парфёнов, будучи опытным журналистом, использовал этот персонаж для взаимодействия с широкой аудиторией, приведя его из инновационной тогда интернет-площадки на «традиционное» ТВ.
«У нас с Парфёновым ситуация была довольно странная, потому что вытащить меня в “телик” с моими масянскими историями было идеей довольно необычной, хотя сработало. Думаю, именно благодаря странности, потому что телевидение в России в тот момент было другое, не такое, как сейчас. Тогда можно было делать всё, что угодно, и он этим воспользовался. Он любил эпатировать публику в своём интеллигентском стиле, не то, чтобы там голую жопу показать, а эпатировать необычными идеями. Вот мы, собственно, и были одной из его необычных идей», – рассказывал «Снобу» Олег Куваев.
Напомним, что вышедшая на просторы Рунета «Масяня» изначально распространялась среди друзей посредством электронной рассылки. В то время интернет состоял, в основном, из текстов, а мультики «во флеше» оживляли Сеть (прежде такого не было). В 2001 году Олег Куваев создал сайт www.mult.ru, посвящённый Масяне, и ресурс быстро собрал многочисленную аудиторию, а сам сериал из любительского авторского мультика трансформировался в профессиональный проект.
Ещё одним ярким примером первого российского веба является Mr. Freeman – тоже анимированный сериал, герой которого так же остроумно выражается на актуальные темы.
Созданный в 2009 году творческим коллективом Павла Мунтяна, Владимира Пономарёва, Анатолия Доброжана и Вадима Немчога, веб-сериал завоевал огромную популярность среди пользователей – уже через YouTube.
«Манера общения Фримана строится на очень простом принципе: любой человек должен видеть и понимать эти монологи на своём уровне. Но каждому должно быть что-то близко и понятно, то есть разговор на равных, будь ты быдло или профессор, будь ты мент или оппозиционер», – рассказывал Павел Мунтян в беседе с Лентой.ру.
Мрачный, но эрудированный интеллектуал, мистер Фриман буквально взорвал интернет и собрал миллионную аудиторию. Как и «Масяня», проект живёт до сих пор, правда, серии выходят уже не так часто.
Характерно, что в то время художники использовали абстрактный, «мультяшный», образ главного героя – который созерцает, остро воспринимает реальность и в саркастичной манере делится со зрителем своими наблюдениями. Ни у Масяни, ни у мистера Фримана не было прототипа – это собирательные образы. Монологи этих героев в той или иной степени отражали позицию их создателей – авторы использовали их для взаимодействия с аудиторией, причём в достаточно экспериментальном для того времени формате.
Через несколько лет герои веб-сериалов стали «живыми» и реальными – в основном это мы сами, типичные представители современного общества. В первое десятилетие XXI века в России некоторыми авторами были предприняты попытки создать веб, однако они не увенчались успехом – проекты в большинстве умирали на стадии «пилота».
Считается, что первым успешным российским веб-сериалом стал «Район тьмы» Арсения Гончукова. Это социальный триллер, в котором отражается поведение человека в нестандартных ситуациях, раскрываются тёмные уголки его психики. Успешность характеризуют завершённость проекта (2 сезона, 19 серий), наличие многотысячной аудитории и его прибыльность.
«Когда мы начинали этот проект, понимания того, что такое веб-сериал, не было ни у кого. Когда я говорил о нём партнёрам, а это были опытные игроки индустрии, на меня все странно смотрели, брали паузу. Тогда ситуация с веб-сериалами была абсолютно девственной, и на этой поляне у нас была совершенно подвижническая деятельность», – рассказал «Мувистарту» Арсений Гончуков.
Режиссёр добавил, что предпосылками для формирования направления веба в России стали блогинг, появление и развитие онлайн-кинотеатров, переход телеканалов в онлайн, а затем локдаун 2020 г. В результате веб из нишевого, оригинального продукта буквально превратился в товар массового потребления.
«В 2015 году я изучал площадки веб-сериалов США, Великобритании. Тогда даже у них у веб-сериалов было 100 просмотров, одна тысяча просмотров, две тысячи просмотров. И это были классные проекты – победители фестивалей в Лондоне. А потом произошёл резкий скачок, и вот уже веб-сериалы собирают миллионную аудиторию», – добавил Гончуков.
В числе первых продюсеров, обративших внимание на веб, стал Антон Калинкин. В 2018 году он учредил и провёл первый и единственный на данный момент в России международный фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest, а также создал онлайн-кинотеатр веб-сериалов Chill.
Первыми победителями Realist Web Fest были Ирина Вилкова (сегодня только ленивый не смотрел «Бар “На грудь”»), Арсений Гончуков («Район тьмы»), студия Дикий Digital («Дикий Digital»), Никита Тамаров («Миллионер из Балашихи»), Шота Гамисония («В постели»), Михаил Зыгарь (1968. Digital) и др.
Некоторые из них представят свои проекты на фестивале и в этом году: Шота Гамисония(производство – ПК «Среда») привезёт на фестиваль в Нижний Новгород сериал «Секреты семейной жизни», а команда «КиноПоиска» – второй сезон «Миллионера из Балашихи. В конкурсе также примут участие онлайн-платформа Okko («Записки отельера #Гельвеция»), социальная сеть «Одноклассники» («Пять с плюсом»), продюсеры студии 1-2-3 ProductionВалерий Федорович и Евгений Никишов («Инопланетяне среди нас») и т.д.
Таким образом, веб-сериалами теперь занимаются и «тяжеловесы» кино – опытные продюсеры и режиссёры.
Ещё в 2017 году продюсер Александр Цекало (ПК «Среда») отмечал, что российские веб-сериалы пока не являются таковыми, «потому что “веб-“ – это тоже такая какая-то приписка, просто короткие сериалы, которые будут качественными». Видимо, он сдержал своё обещание и представит на Realist Web Fest (в этом году пройдет с 29 июля по 1 августа – ред.) качественный веб-проект.
Как известно, пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией, способствовала скачку в развитии веб-сериалов в России. Весенний прошлогодний карантин, закрывший жителей планеты по домам и, соответственно, сосредоточивший их у экранов мониторов, спровоцировал резкое увеличение контента, производимого именно профессионалами индустрии. На вопросы журналистов о том, чем кинематографисты были заняты во время изоляции, многие единогласно отвечали – разрабатывали новые сценарии.
В 2020 году, пожалуй, все ведущие платформы представили веб-сериалы: «Нагиев на карантине» (Okko), «СидяДома», «Окаянные дни» (ТНТ), «Безопасные связи», «Зона дискомфорта» (платформа Start), «Изоляция» (ivi), «#вмаскешоу» (More.TV) и т.д.
Вместе с ростом проектов повышается и качество этого вида контента. По мнению некоторых представителей отрасли, кино окончательно уйдёт в интернет.
«Мне кажется, что кино поселится в Сети навсегда, “Нетфликс” тоже устареет. Всё кино будет рождаться в интернете, идти и собирать там деньги. Все остальные доставщики, конечно, не умрут, как не умерли в своё время театр, опера и балет, а будут абсолютно нишевой историей. Так же, как и классический кинопрокат – на мой взгляд, количество кинотеатральных площадок существенно сократится в ближайшие годы, и поход в кино будет неким редким эксклюзивным событием. Другая тенденция, которую я вижу сегодня, – это значительный рост онлайн-платформ: будет расти интернет-смотрение, увеличиваться из-за коронавируса социальная изоляция», – убеждён Арсений Гончуков.
Режиссёр и продюсер Тимур Бекмамбетов был одним из первых, кто прогнозировал развитие веба и начал работать в формате screenlife.
«К сожалению, традиционное кино малорелевантно, по причине того, что мы постепенно перемещаемся в интернет-реальность. Также в кинопроизводстве остро встаёт финансовый вопрос – не всегда мы можем тратить столько средств, сколько тратим на производство картин для широкого экрана», – пояснил Бекмамбетов, добавив, что занимается форматом screenlife по меньшей мере пять лет.
Сегодня он не только реализует веб-проекты (его работы «Праведный свайп» и «Ромео и Джульетта» были представлены на авторитетных американских фестивалях), но и поддерживает авторов, работающих в этом формате.
Успешно работает в вебе и упомянутый выше журналист Леонид Парфёнов: его документальные проекты «Русские евреи», «Русские грузины», Made by Russians и т.д. были высоко отмечены в профессиональном сообществе и набрали большое количество просмотров в Сети. Однако он относится к этому формату лишь как к одному из инструментов коммуникации со зрителем.
«Я не вижу никакой разницы между одним и другим (интернетом и телевидением – ред.). Интернет – это способ доставки на дом. Человека должен интересовать контент, и он находит его, скорее всего, в интернете, даже если раньше он был показан в эфире. Ну и какая разница?», – пояснил Леонид Григорьевич журналистам.
Аналогичного мнения придерживается и продюсер Ефим Любинский. В беседе с «Мувистартом» о втором сезоне веб-сериала «Молодые и сильные выживут». Понятие «веб» для него является лишь приставкой, обозначающей, что данный проект можно увидеть в интернете. При этом он подчеркнул, что технически нет абсолютно никакой разницы в производстве «веба» и «не веба» (напомним, что Ефим Любинский является ещё и оператором с внушительной фильмографией).
Представители индустрии подчёркивают, что контент является ключевым элементом в кинотворении, и сегодня между его производителями идёт серьёзная борьба за аудиторию. Сам пользователь уже не пассивный потребитель, а полноценный соучастник процесса развития отрасли: нейросети изучают его эмоции для создания будущих историй, маркетологи разрабатывают затейливые стратегии продвижения проектов, изготавливаются мерчи, проводятся коллаборации с брендами и т.д. Однако характерной чертой российского пользователя является то, что он пока не платит за контент.
«Мы ещё не научились платить за кино, мы только недавно научились блокировать торренты. Будет огромное счастье и наступит рай, когда зрители станут понимать, что за кино надо платить, когда появятся площадки, где можно посмотреть всё, а производители фильмов смогут рассчитывать на то, что получат за своё творчество больше и тем самым обретут ещё большую творческую свободу», – уточнил Арсений Гончуков.
С ним солидарен режиссёр Андрей Феночка. «У нас очень любят жаловаться на то, что нет хорошего кино, ещё чего-то хорошего нет. Но когда доходит до вопроса: “Может быть, ты чем-то поможешь?”, оказывается, что как-то неохота, может быть, в следующий раз и так далее. Если вы хотите хороший контент, извините, вы в данный момент его не заказываете. Если вы идёте в кино, вы платите за билет. Чем интернет хуже? Вы можете посмотреть классный веб-сериал. Поддержите его чем-то, репостните, расскажите о нём хотя бы. Сделайте тоже что-то для формирования рынка веб-сериалов и вообще хорошего контента в интернете», – отметил Феночка на одной из встреч в Московской школе кино.
Аналитики медиарынка отмечают, что россияне всё больше уходят в интернет. В докладе «Медиапотребление в России-2020», разработанного исследовательским центром компании «Делойт» в СНГ, отмечается, что доля россиян, пользующихся телевидением, сокращается: с 94% в 2015 г. до 88% в 2020 г. При этом растёт аудитория интернет-телевидения: с 38% в 2018 году до 43% в 2020 г.
Исследователи также отмечают непрерывное увеличение доли абонентов беспроводного интернета за последние 5 лет, а с 2020 года – резкий рост числа пользователей мобильным интернетом. Причём число пользователей смартфонов в России к 2020 году составило 70%.
Кино является рубрикой номер один по числу обращений, на втором месте – новости, на третьем – сериалы. Самыми популярными интернет-площадками для бесплатного смотрения являются YouTube и ВКонтакте.
Весной 2021 года РБК обратилось к данным годового отчета аналитического агентства TelecomDaily, в котором отмечается, что ключевые онлайн-платформы страны в своём развитии сохранят стабильную положительную динамику в ближайшие годы, однако им нужно выдерживать конкуренцию с зашедшим на российский рынок Netflix.
С появлением TikTok и Instagram Reels возросла популярность вертикальных коротких роликов – особенно среди подростков и молодёжи. Пользователи не только смотрят эти видео, но и сами создают их: студенты, школьники, домохозяйки, инструкторы по йоге, флористике, финансовые консультанты – сегодня каждый может буквально попробовать себя в кино, стать актёром или режиссёром своего проекта. И даже продюсером – про феномен успеха блогеров уже можно писать диссертации.
За этой аудиторией внимательно следят профессионалы индустрии. По данным дирекции конкурса веб-сериалов «Вертикалка», впервые прошедшем в 2020 году, 76% пользователей интернета предпочитают смотреть вертикальное видео, не переворачивая экран. Это учитывают специалисты рекламного рынка: порядка 40% рекламы знаменитых брендов в интернете сняты «для смартфонов». Кинематографисты тоже не отстают – причем как на частном уровне, так и на уровне продюсерских центров и киностудий. Первый вертикальный сериал, созданный студией Bazelevs для Snapchat, за первый месяц посмотрели более 14 млн человек.
Актёр Константин Самойлов в перерыве между съёмками одного из фильмов исполнил битбокс в рясе священника, и это видео в первые два дня набрало больше полумиллиона просмотров. Шоумен Гарик Харламов бомбардирует YouTube остротами на злободневную тему российского футбола в образе Деда Макарова, его коллега Михаил Галустян использует в Tik Tok образ своего персонажа Супер Жорика, актриса Ирина Горбачёва ещё в интервью у Юрия Дудя призналась, что её основным доходом является Инстаграм – даже если кто-то ещё не видел смешных скетчей девушки, то наверняка слышал о них. Благодаря собственному веб-сериалу прославился также Антон Лапенко и другие артисты.
Интернет открывает безграничные возможности для каждого пользователя. Как отмечают сами продюсеры, сегодня уже необязательно «иметь связи» в кино, эта сфера перестает быть элитарной, – единственное, что необходимо –интересный контент. Жизнь настолько многообразна, что никак не ограничивает нашу фантазию – можно, наблюдать, придумывать, снимать и главное – делиться информацией!
Именно возможность несложно монтировать, зацикливать видео и делиться им с друзьями и целевой аудиторией выгодно отличает соцсети от профессиональных онлайн-платформ. В результате, на сегодняшний день скопилось гигантское количество контента разного качества (профессиональное и любительское), которое циркулирует в Сети. Вопрос о том, как регулировать эти медиапотоки, является одним из наиболее важных среди представителей отрасли, и дискуссий на эту тему предстоит провести ещё немало.
Резюмируя, отметим, что развитие веб-сериалов очевидно и интересно всем – обывателям, начинающим кинематографистам и опытным игрокам теле- и киноиндустрии. В силу объективных факторов (пандемия COVID-19, развитие цифровых технологий и постепенное достижение цифровой зрелости обществом, нивелирование культурных границ и т.д.) веб станет не только видом художественного произведения кинематографии, но и пластом креативной культуры, которая стремительно развивается в современном мире. И у России для этого есть необходимые потенциал и амбиции.
Текст – Аля Колдунова
Проект «Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров» реализуется при поддержке АНО «ИРИ».
Еще больше о русских веб-сериалах вы можете узнать здесь.