MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Олеся Грибок: «Время – удивляться своим возможностям в кино»

Олеся Грибок: «Время – удивляться своим возможностям в кино»

из личного архива Олеси Грибок

Накануне выхода третьей редакции книги «Менеджмент киноактера» MovieStart побеседовал с её автором – актрисой, талент-менеджером и тренером Олесей Грибок об особенностях нового издания, востребованности профессии менеджера актера, построении эффективной системы продвижения талантов и работе с региональными актерами. 

— Олеся, чем обусловлен выпуск третьего издания Вашей книги?

— С момента выпуска второго издания очень много всего изменилось, ряд материалов перестал быть актуальным, в том числе из-за бурного роста производства контента и влияния пандемии на развитие российской киноиндустрии. Также сказались совершенно потрясающие успехи российских производителей на международном рынке кино. И, конечно, за эти три года значительно вырос мой уровень экспертности. Я преподавала в Высшей школе экономики, Московской школе кино, Киношколе «Арка», отучилась на кастинг-директора и прошла обучение маркетингу кино и сериалов. Кроме того, я активно посещала кинофестивали: до пандемии в 2019 году я посетила семь кинофестивалей, на которых каждые два месяца обновляла свои знания индустрии. Весь этот опыт, на мой взгляд, концентрированно донести до актеров можно только с помощью книги. Я всё ещё абсолютно убеждена, что книги будут жить очень долго, потому что, когда читаешь книгу, получаешь информацию через разные органы восприятия: ты можешь читать, делать пометки, трогать её и получать эмоционально информацию, которая откладывается определённым образом.

— Если говорить про структуру книги, она изменилась? Были ли добавлены какие-то новые главы, разделы?

— Более того, я скажу, что некоторые части из неё исчезли, потому что уже не актуальны. Некоторые главы очень сильно трансформировались, например, глава, посвященная резюме. Резюме в классическом понимании во многом сейчас заменяют актёрские сервисы. Скорость производства ещё больше увеличилась, и вместо того чтобы открывать резюме, сначала смотрят на фотографии, на визитку, потом принимают решение, нужно ли смотреть специальные навыки актера, образование и другие моменты.

Основное, что очень сильно изменилось в книге, связано с тем, что я как спикер меняюсь и перехожу в новую для себя и для индустрии роль. Первая глава нового издания посвящена миссии человека из кино. Она называется «Миссия продюсера», потому что актёр вынужден заниматься продюсированием самого себя. Я заметила, как много ведущие продюсеры, онлайн-платформы, кинокомпании говорят не о том, какой у тебя уровень мастерства и так далее, а о миссии, твоём истинном предназначении, которое ты вносишь в создание кинопроекта.

Если почитать интервью ключевых российских продюсеров, то они всегда очень глубоко смотрят на предназначение, на то, какую ты идею вкладываешь в кино. Если бы каждый актёр выбирал проекты, исходя из своей миссии и своего предназначения, он бы совершенно по-другому стал оценивать себя, свой вклад в кино, стал бы равным участником в создании фильма. И тогда мы бы видели кино ещё более глубокое, качественное в плане производства, посыла и идеи, которые в него закладываются.

— Ваши выводы в книге основаны и на собственных успешных кейсах?  

— Да, я уже три года как менеджер работаю с молодой актрисой Кристиной Корбут, и могу сказать, что это другой взгляд на взаимодействие с актером. Когда мы начинали с ней работать, я предупреждала, что мы будем делать всё по-другому, и сейчас уже вижу подтверждение каких-то своих гипотез и положительные результаты экспериментов. В новом издании появилось гораздо больше маркетинговых инструментов. Мне хотелось, чтобы книга была ещё более про бизнес, но поскольку она всё-таки для актёров, я старалась немножко переводить им с языка бизнеса на творческий язык, чтобы они могли сделать для себя как для актёра самостоятельно. Однако есть вещи, которые актёр никогда не сможет для себя сделать, просто потому, что индустрия кино не хочет видеть в нем менеджера или агента, она хочет видеть в актёре творческого человека, наполненного, лёгкого, погружённого, иногда взбудораженного.

— В Высшей школе экономике Вы провели курс по менеджменту киноактера. Что больше всего интересовало слушателей, с какими запросами приходили, и есть ли уже какие-то конкретные результаты?

— Я невероятно рада, что уже за год работы с этой профессией, с ее вводом на рынок у нас есть очень крутые кейсы, когда менеджеры работают в команде с агентом над карьерой актёра. И таких кейсов среди моих выпускников уже четыре. Ведь я сразу бросаю своих учеников в практику, с первых же занятий менеджеры презентуют своих актеров. Уже сейчас некоторые агенты звонят мне и просят подобрать менеджера. Кроме курса в ВШЭ я провела один набор в онлайн-школе, и сейчас мы также в процессе набора. Однако, в киноиндустрии пока не произошла сепарация профессий агента, кастинг-директора и менеджера, потому что у нас законодательно всё немножко по-другому работает. Сейчас только стали образовываться Гильдии агентов, кастинг-директоров. Поэтому первый вопрос, который возникает у слушателей: чем талент-менеджер отличается от агента? Агент занимается вызовом актера на пробы. Талент-менеджер разрабатывает стратегию, помогает актёру находить нужные контакты, искать новые возможности, некоммерческие проекты, достигать цель, которую ставит актёр. Менеджер вообще очень много коммуницирует. Это большая помощь агенту.

из личного архива Олеси Грибок

В книге у меня отражены этапы развития актерской карьеры. И на каждом этапе есть свои особенности: презентации, создания актерских материалов, коммуникации с киноиндустрией. В целом, менеджер стремится сделать классный проект и чтобы в этом классном проекте его актёр классно выглядел. А актер всё-таки преследует единолично свои интересы: мне нужен классный проект, чтобы я классно выглядел. Очень редко актер меняет свое сознание и начинает думать категориями пользы для индустрии. У актеров огромное количество работы, а хочется, чтобы у них был воздух, чтобы они дышали. Чтобы они могли оставаться творческими, хрупкими. Очень хрупкими, потому что кто-то защищает их интересы. Тогда актер может раскрываться на пробах и быть уязвимым, потому что он знает, что за дверью проб его защищает его представитель. И если агент вовремя вышлет ему все тексты сценариев, то менеджер проговорит всю информацию о том, кто будет в комнате проб, кто продюсеры у этого проекта, на какой платформе он выйдет и так далее. А еще найдет актеру нужный тренинг и поддержит морально.

— Есть ли у агентов такая позиция, что талент-менеджер – их конкурент и забирает их деньги?

— Силаагента в том, что у него большое количество актеров и большое количество сценариев для всех этих актеров. Но при этом у него теряется возможность индивидуальной работы. Агент не может два часа разговаривать с актёром перед пробами, чтобы понять и настроить его, потому что у агента 40 актёров и, если завтра у пять актёров пробы, это 10 часов разговоров. Эту работу должен делать менеджер, задача которого как раз-таки следить за состоянием актёра, настраивать его, подбирать ему нужный тренинг, нужные материалы давать агенту и дальше выстраивать коммуникацию.

Вот представьте агента, у которого 40 актеров. Он едет на кинофестиваль, и он представляет актерское агентство, выстраивает коммуникацию, преследуя интересы агентства. А если у этих сорока актёров есть, ну пускай, 15 менеджеров. У каждого менеджера только три актера. Каждый менеджер ездит на фестиваль и прорабатывает контакты, исходя только из своих трёх актёров. И агент получает такую мощную поддержку индивидуальной презентации актёров, что всё, что ему нужно, это откликнуться на проект, выслать индивидуальные материалы, точно зная, что менеджер заранее в течение последнего года сделал всё для того, чтобы на этих единственных пробах этого актёра ждали. И он уже до прихода актера на пробы сделает так, чтобы его там хотели увидеть.

— По Вашим оценкам и по вашему опыту, насколько вырастает КПД агентства с талент-менеджером?

— Мне кажется, на 80%. Я вижу это по результатам наших менеджеров. Всё, что нужно, просто немножко больше времени уделить построению коммуникаций, подготовке актера. И вот твой начинающий актер, твой цветочек, расцветает и начинает сниматься. А кино получает уникального артиста с уникальной актёрской природой, которая не затоптана тем, что он в непонимании рынка начинает подстраиваться под всех, теряя свою самобытность. Менеджер всегда ищет возможности. Если агент в силу занятости не может читать каждый бесплатный сценарий короткого метра, то менеджер обращает на них внимание, ведь главная роль в коротком метре – это фестивали, шоурил, портфолио, качественная презентация и знакомства на уровне топовых компаний.

— Опытные актёры, они с опаской начинают работать с менеджерами? Сложнее, когда человек работал в другой системе, перестраивать его?  

— Всё относительно. Например, медийные актеры, с которыми я разговаривала, утверждали, что им не нужен менеджер, потому что у них в агентстве уже настроена большая работа по продвижению. Но за последние два месяца у меня было три запроса от известных актеров. Они все очень хотят индивидуальную работу. Актёры на самом деле очень часто уходят от агентов просто потому, что агенты не разговаривают с актёрами. А у них просто нет времени. И это не их работа – разговаривать с актёром. Это работа как раз талент-менеджера.

— Нужны ли талент-менеджеры в современной России режиссёрам, сценаристам?  

— У нас действительно не хватает менеджеров, которые помогали бы строить карьеру. К слову, мы знаем премьеры моей актрисы Кристины Корбут до 2024 года. Я построила своей актрисе такой путь, что у нас ещё два-три года есть топливо для презентаций, для работы, развития. И я хочу, чтобы она видела во мне проводника: не она мне рассказывает, что будет на премьере, а я ей рассказываю, что будет на премьере и что будет после. Такие менеджеры нужны и режиссёрам, и продюсерам. Режиссёры приезжают на топовые кинофестивали немножко в шоке оттого, что их отобрали. А к моменту кинофестиваля у них уже должно быть два-три сценария, пакет проектов, который они могут предложить заинтересовавшемуся ими продюсеру.

Я абсолютно уверена, что следующая ступень развития менеджмента киноактера выльется в менеджмент кино вообще. В России сейчас есть несколько агентств, которые занимаются продвижением сценаристов, режиссеров, операторов. Наверное, в какой-то степени они их упаковывают, но воспитывать менеджеров, которые будут являться поддержкой для таких агентств, мне кажется, это тоже огромная возможность для направления талент-менеджмента.

— Четвёртое издание книги будет об этом.

— Четвёртое издание, да, 100% будет исключительно о бизнесе, о менеджменте, потому что я люблю говорить на своём языке бизнеса, могу так максимально полно раскрыть свой потенциал. Я обожаю беседовать с продюсерами о продвижении фильмов, о бюджетах, о внутренней работе.

— Как заниматься продвижением региональным актерам? Что для этого нужно?

— Я обожаю актеров из регионов. В прошлом году я была на форуме в Карачаево-Черкесии, и как безумная там снимала на телефон актёров, потому что есть потрясающие, глубочайшие актёры, взрослые, зрелые. Это люди, у которых виден и жизненный, и театральный опыт. Сейчас я связалась с местным Союзом кинематографистов, предложив им бесплатное место на своем курсе «Талент-менеджер актера кино».

В регионы должны приезжать профессионалы, агенты, кастинг-директора на постоянной основе, хотя бы раз в два месяца с мастер-классами. Так, например, Оля Саханова, которая снялась у Александра Ханта в «Межсезонье», родом из Петрозаводска. Она была вообще открытием и стала сниматься именно благодаря таким мастер-классам. Нужна система. Если я буду говорить, что делать каждому актёру, то это вскапывание песочка руками, когда тебе нужно добыть нефть. Это будет очень долго. Нам нужно профессиональное оборудование, чтобы добыть нефть, нам нужна экосистема, которая будет создана, поэтому мне бы хотелось, чтобы в каждом регионе был талент-менеджер, который каждый день на связи с актёрами.

Что касается актёров, которые умеют слышать и способны мыслить категориями мечты, я бы им советовала присоединяться к сообществам кино в регионах. Это могут быть кинокомиссии, кинокластеры, киношколы. Нужно быть в месте, где есть кино. Если у вас есть Союз кинематографистов, то необходимо присоединяться к этой организации, чтобы понимать, что происходит в киноиндустрии, где производят кино. Если я сейчас не там, где производят кино, то где-то же его делают? Также важно проявлять инициативу. Если тебе нужно, говори об этом, проси это, делай и организовывай. Я уверена, если в регионе соберётся 15 актёров, и они обратятся в Союз кинематографистов либо в кинокомиссию, в киношколу, и скажут: «Давайте привезём кастинг-директора», то этому поспособствуют, и любой кастинг-директор, если ему корректно, этично составят письмо, оплатят проезд, с огромным удовольствием поедет и проведет мастер-класс, потому что им это тоже нужно. В индустрии есть огромное число людей, которые уже находятся в категории ментора, у них есть природная потребность делиться. Вот они были долгое время заняты в профессии, а теперь накопили и готовы отдавать.  

— Как, на Ваш взгляд, сейчас в целом обстоит дело в сфере продвижения актеров?

— У нас очень много людей, которые как бы знают киноиндустрию, но на самом деле не знают. Они не знают, какие взаимосвязи между медиахолдингами, некоммерческими проектами, авторским кино, чем отличаются кинофестивали друг от друга… И иногда они даже боятся с кем-то об этом поговорить. Внутри они понимают, что ничего не понимают и очень боятся в этом признаться. Чтобы затащить их на обучение, нужно преодолеть этот их страх и дать им возможность признаться в своем незнании.

— То есть первый шаг –  это признаться, что ты чего-то не знаешь? Второй шаг – пойти учиться?

Второй шаг – понять, что вокруг люди, которые хотят, чтобы ты рос, обучался и образовывался. А если вокруг тебя люди, которые этого не хотят, не понимают ценность образования, то нужно задать вопрос «Те ли люди, с которыми я хочу развиваться?». А дальше уже делайте выбор: хотите оставаться с этими людьми либо хотите двигаться туда, где вас будут выращивать. В чем вообще вся крутость классного продюсера либо классного руководителя? Это человек, который заинтересован в том, чтобы его сотрудники росли. Он может дать им новое направление либо принять то, что этот сотрудник вырос и он уходит в другую компанию, соответственно, со своими интересами.

— Какие сейчас возможности у российского кино?

— Мы уже поняли, как снимать классное кино. У нас есть хорошие кейсы: фестивальные картины, классные захватывающие сериалы. Теперь нужно просто немножко больше усилий, чтобы этого стало больше. Теперь у нас есть возможность снимать кино для нашего российского зрителя из регионов. Пришло время самих себя удивлять, удивляться своим возможностям, осознать свою уникальность, понять свои сильные стороны. Мы очень крутые в своих самобытных историях из тех же регионов. Поэтому хотелось бы, чтобы мы удивляли мир нашими возможностями, нашим ресурсами и тем, какую школу мы здесь построили.  

Напомним, что специально для MovieStart Олеся Грибок подготовила ряд статей по актерскому менеджменту:

«5 причин сниматься в коротком метре»

«Топ-3 формата, на которые стоит обратить внимание актерам»

«Что нужно сделать актеру в начале сезона проб»

«7 мест для нетворкинга»

«5 шагов построения успешной карьеры для студентов актерских вузов»

«Как привести в порядок мысли перед пробами»

«Как понять, что пора обновить актерские материалы»

«Как выбрать актерскую сцену или монолог для обновления актерского кейса»

«Во что инвестировать средства актеру кино»

«Какие задачи актер может поручить своему менеджеру»

«Как понять, что мешает актеру в прорыве в профессии»

«Что делать актерскому менеджеру на кинофестивале»

Беседовала Юлия Свинцова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять